Чёрный Антон Владимирович, филолог и переводчик, независимый исследователь, Ростов-на-Дону, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-3602-9732 ; E-mail: chornanton@gmail.com
В статье рассматривается влияние традиции немецкой исторической драмы XVIII–XIX вв. на творчество поэта Георга Гейма (1887–1912), начинавшего свою литературную карьеру в качестве автора пьес. Несмотря на то что драматические произведения Гейма традиционно считаются второстепенными и несамостоятельными, их значение для творческой эволюции автора можно считать существенным. В своих драматических опытах Гейм усвоил и развил тот классический репертуар стихотворных размеров, который затем стал основой его индивидуального поэтического идиостиля.
Георг Гейм; немецкая литература ХХ в.; экспрессионизм; драматургия; традиция.
15.08.2023
10.09.2023
Чёрный А.В. Георг Гейм и традиция немецкой исторической драмы // Литературоведческий журнал. 2023. № 4(62). С. 22–38. DOI: 10.31249/litzhur/2023.62.02
1. Гаспаров М.Л. От переводчика // Гейм Г. Вечный день. Umbra vitae. Небесная трагедия. М.: Наука, 2003. С. 392–393.
2. Гаспаров М.Л. Очерк истории европейского стиха. 2-е изд. М.: Фортуна Лимитед, 2003. 272 с.
3. Порунцов В.А. Художественный мир малой прозы немецкого экспрессионизма 1910-х гг.: Георг Гейм, Альфред Дёблин, Готфрид Бенн: дис. … канд. фил. наук: 10.01.03. СПб., 2015. 232 с.
4. Чёрный А.В. Георг Гейм в России: сто лет переводов и исследований // Россия – Германия: литературные встречи (после 1945 года). М.: ИМЛИ РАН, 2021.
С. 651–695. DOI: 10.22455/978–5-9208–0683–3-651–695
5. Breuer D. Deutsche Metrik und Versgeschichte. 2. Aufl. München: Fink, 1991. 414 S.
6. Haller R. Studie über den deutschen Blankvers // Deutsche Vierteljahrsschrift für Literaturwissenschaft und Geistesgeschichte. 1957. Nr. 31(3). S. 380–424. DOI: 10.1007/bf03376062
7. Heym G. Atalanta: Drama in 1 Aufzug // Die Aktion. 1911. Nr. 5. S. 145–150.
8. Heym G. Atalanta: ein Drama von Georg Heym // Das Aktionsbuch / hrsg. F. Pfemfert. Berlin-Wilmersdorf: Verlag der Wochenschrift Die Aktion, 1917. S. 296–304.
9. Heym G. Atalanta oder die Angst: zur Wiederaufnahme des Stückes durch die Freie Theateranstalt Berlin anläßlich des hundersten Geburtstages von Georg Heym. Berlin: Edition Sirene, [1987]. 16 S.
10. Heym G. Atalanta oder die Angst. Berlin: CreateSpace, 2017. 42 S.
11. Heym G. Atalanta oder die Angst. Berlin: Culturea, 2022. 62 S.
12. Heym G. Das lyrische Werk: sämtliche Gedichte 1910–1912 mit einer Auswahl der frühen Gedichte 1899–1909 / hrsg. K.L. Schneider. München: Deutscher Taschenbuch-Verlag, 1977. 668 S.
13. Heym G. Der Athener Ausfahrt: Trauerspiel in einem Aufzug. Würzburg: Memminger’s Buchdruckerei und Verlagsanstalt, 1907. 46 S.
14. Heym G. Der Dieb. Leipzig: Rowohlt, 1913. 146 S.
15. Heym G. Der ewige Tag. Leipzig: Rowohlt, 1911. 70 S.
16. Heym G. Dichtungen / hrsg. K. Pinthus und E. Loewenson. München: Kurt Wolff Verlag, 1922. 308 S.
17. Heym G. Dichtungen und Schriften. Gesamtausgabe: in 4 Bdn. / hrsg. K.L. Schneider. Hamburg und München: Heinrich Ellermann Verlag, 1960–1968.
18. Heym G. Gedichte 1910–1912: historisch-kritische Ausgabe aller Texte in genetischer Darstellung: in 2 Bdn / hrsg. G. Dammann, G. Martens, K.L. Schneider. Tübingen: Max Niemeyer Verlag, 1993.
19. Heym G. Umbra vitae: nachgelassene Gedichte. Leipzig: Rowohlt, 1912. 72 S.
20. Hiller K. Begegnungen mit “Expressionisten” // Expressionismus: Aufzeichnungen und Erinnerungen der Zeitgenossen / hrsg. P. Raabe. Olten: Walter, 1965. S. 24–35.
21. Index zu Georg Heym: Gedichte 1910–1912 / bearbeitet von R.E. Brown. Frankfurt am Main: Athenäum Verlag, 1970. 274 S. DOI: 10.1515/9783110930412
22. Korte H. Georg Heym. Stuttgart: Metzler, 1982. 97 S. DOI: 10.1007/978–3-476–03908–8
23. Mahlendorf U. Georg Heym’s Development as a Dramatist and Poet // The Journal of English and Germanic Philology. Vol. 63. No. 1. 1964. P. 58–71.
24. Mautz K. Mythologie und Gesellschaft im Expressionismus: die Dichtung Georg Heyms. Frankfurt am Main: Athenäum Verlag, 1961. 388 S.
25. Metzler Lexikon Literatur: Begriffe und Definitionen / hrsg. D. Burdorf, C. Fasbender, B. Moennighoff. 3. Aufl. Stuttgart: Metzler, 2007. 845 S. DOI: 10.1007/978–3-476–05000–7
26. Newton R.P. Form in the “Menschheitsdämmerung”: A Study of Prosodic Elements and Style in German Expressionist Poetry. Hague: Mouton, 1971. 270 p. DOI: 10.1515/9783110891010
27. Seiler B. Die historischen Dichtungen Georg Heyms: Analyse und Kommentar. München: Fink, 1972. 318 S.
28. Schlawe F. Neudeutsche Metrik. Stuttgart: Metzler, 1972. 108 S. DOI: 10.1007/978–3-476–03832–6
29. Schneider K.L. Nachwort // Georg Heym: ausgewählt von K.L. Schneider und G. Martens. München: Nymphenburger Verlagshandlung, 1971. S. 263–265.