Шульц Сергей Анатольевич, доктор филологических наук, независимый исследователь, Ростов-на-Дону, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-3429-6714
Готическая традиция, как и жанровое измерение новеллистичности, по-разному преломлены во многих пушкинских текстах, причем не только повествовательных; в статье рассмотрены «Борис Годунов», «Полтава», «Выстрел», «Пиковая дама». Имея стремлением преподать читателю моральный урок, Пушкин вместе с тем приходит к эстетизации истории, что созвучно Потоцкому и Гоголю. В связи с этим у Пушкина появляется занимательность, его внимание привлекают в той или иной мере исключительные личности. В отличие от преобладания морализма в гоголевском варианте жанра новеллы и преобладания действия над смыслом в варианте Потоцкого, у Пушкина заметно равновесие действия и смысла. Пушкиным и Гоголем использован вариант жанра новеллы, близкий Сервантесу, с заметной философизацией художественного смысла.
Я. Потоцкий; А.С. Пушкин; Н.В. Гоголь; готическая традиция; новеллистичность.
20.09.2024
21.10.2024
Шульц С.А. Трансформации готической традиции и жанрового измерения новеллистичности: Я. Потоцкий («Рукопись, найденная в Сарагосе»), А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь («Вий») (Статья вторая) // Литературоведческий журнал. 2025. № 1(67). С. 123–141.
1. Барский О.В. Творчество А.С. Пушкина 1813–1824 гг. и английский «готический» роман. Автореф. дис. … канд. филол. наук. Томск, 2002. 16 с.
2. Белый А. Мастерство Гоголя. [2-е изд.] М.: МАЛП, 1996. 351 с.
3. Бельтраме Ф. Повесть «Выстрел» и проблема соотношения эпох // Московский пушкинист. М.: Наследие, 2000. Вып. VII. С. 69–76.
4. Берковский Н.Я. О «Повестях Белкина» (Пушкин 30-х годов и вопросы народности и реализма) // Берковский Н.Я. Статьи о литературе. М.; Л.: ГИХЛ, 1962. С. 242–356.
5. Вацуро В.Э. Готический роман в России. М.: НЛО, 2002. 542 с.
6. Вогман В. Пушкин и Николай I. Исследование и материалы. СПб.: НесторИстория, 2019. 260 с.
7. Гроссман Л.П. Дантес и Гончарова. Записки д’Аршиака. М.: Алгоритм, 2007. 480 с.
8. Душенко К.В. «Случай, мгновенное орудие Провидения»: культурно-исторический фон пушкинского афоризма // Литературоведческий журнал. 2021. № 1(51). С. 38–54. DOI: 10.31249/litzhur/2021.51.04
9. Заславский О.Б. Поэтика Пушкина. Опыт структурного анализа. М.: Флинта, 2022. 564 с.
10. Иваницкий А.И. Чудо в объятиях истории (Пушкинские сюжеты 1830-х годов). М.: РГГУ, 2008. 473 с.
11. Кибальник С.А. Тема случая в творчестве Пушкина // Пушкин. Исследования и материалы. СПб.: Наука, 1995. Т. 15. С. 60–75.
12. Кибальник С.А. Художественная философия Пушкина. СПб.: Пушкинский Дом, 1998. 230 c.
13. Ким Джин-Йонг. Пушкин. Десять очерков о русском романтизме. СПб.: Петрополис, 2016. 244 с.
14. Кожевников В.А. «В соседство Бога скрыться мне!..» Пушкин и монастыри // Международная научная конференция «Духовное и культурное наследие монастырей русской православной церкви. К 500-летию Московского Новодевичьего монастыря». Тезисы докладов. М.: ИМЛИ РАН, 2019. C. 97–100.
15. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М.: Просвещение, 1988. 352 c.
16. Матвиенко О.В. Пушкинские готические мотивы в контексте западноевропейской традиции // А.С. Пушкин: филологические и культурологические проблемы изучения. Донецк, 1998. С. 128–130.
17. Милюков П.Н. Живой Пушкин (1837–1937). Историко-биографический очерк. М.: Эллис Лак, 1997. 416 с.
18. Петрунина Н.Н., Фридлендер Г.М. Над страницами Пушкина. Л.: Наука, 1974. 166 с.
19. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений: в 10 т. 4-е изд. Л.: Наука, 1977–1979.
20. Соловьев В.С. Судьба Пушкина // Соловьев В.С. Литературная критика. М.: Современник, 1990. C. 178–204.
21. Сурат И.З., Бочаров С.Г. А.С. Пушкин // Русские писатели. 1800–1917. Биографический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 2007. Т. 5. С. 189–216.
22. Томашевский Б.В. Поэтика (Краткий курс). М., 1996. 120 с.
23. Тюпа В.И. Художественное целое как предмет научной идентификации: «Повести покойного Ивана Петровича Белкина, изданные А.П.» // Тюпа В.И.
Аналитика художественного. Введение в литературоведческий анализ. М.: Лабиринт; РГГУ, 2001. С. 112–186.
24. Шмид В. Проза Пушкина в поэтическом прочтении: «Повести Белкина» и «Пиковая дама». СПб.: СПбГУ, 2013. 354 с.
25. Шульц С.А. М.М. Бахтин о А.С. Пушкине // Бахтинский вестник. 2023. № 9. URL: https://bakhtin.mrsu.ru/2023-%e2%84%969/ (дата обращения: 03.03.2023).
26. Шульц С.А. Гоголь. Личность и художественный мир. М.: Интерпракс, 1994. 160 с.
27. Шульц С.А. Образ монастыря в творчестве Гоголя и статья П.А. Флоренского «Троице-Сергиева Лавра и Россия» // Международная научная конференция «Духовное и культурное наследие монастырей русской православной церкви. К 500-летию Московского Новодевичьего монастыря». Тезисы докладов. М.: ИМЛИ РАН, 2019. С. 193–196.
28. Шульц С.А. Б. Спиноза, Н.В. Гоголь, Ж. Бодрийяр: к спорам о теоцентризме и антропоцентризме // Slavica. 2020. Vol. 49. C. 105–118. DOI: 10.31034/049.2020.10
29. Юхнова И.С. Общение и диалог в творчестве Пушкина. Саранск, 2014. 204 с.
30. Hansen-Löve A. Ранний русский реализм. Тезисы // Русский текст. 1997. № 5. С. 5–26.
31. Simpson M.S. The Russian Gothic Novel and its British Antecedents. Columbus (Ohio): Slavica Publishers, 1986. 110 p.