Иваницкий Александр Ильич, доктор филологических наук, Российский государственный гуманитарный университет, ведущий научный сотрудник, Миусская пл., д. 6, 125047, Москва, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-1437-3671
Соотнося характер народно-смехового слова у Гоголя и Рабле в большом историческом времени, М.М. Бахтин обнаруживает у обоих писателей принадлежность одной и той же вещи двум культурносмысловым сферам. Обоюдный комизм в зеркале друг друга вводит эти сферы в зону контакта и взаимодействия. В то же время романтическая составляющая гоголевского восприятия волшебно олицетворенной природы обусловила в его ранних циклах лирический драматизм народного отношения к ней. Поэтому, в отличие от Рабле, смеховое начало Гоголя соединяет в вещи культуру и природу в поле блаженного народного бытия на границе с матерью-землей, – ограждая от невозвратного углубления в нее.
народно-смеховая культура; волшебно олицетворенная природа; мать – земля; героиня – ведьма; свиная маркировка брака.
10.10.2024
15.11.2024
Иваницкий А.И. Бахтин и Гоголь: еще раз о гоголевском смехе в раблезианском отражении // Литературоведческий журнал. 2025. № 1(67). С. 23–39.
1. Бахтин М.М. Рабле и Гоголь (Искусство слова и народно-смеховая культура) // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Художественная литература, 1975. С. 484–495.
2. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М.: Художественная литература, 1990. 543 с.
3. Вайскопф М. Сюжет Гоголя: Морфология. Идеология. Контекст. М.: Художественная литература, 1993. 588 с.
4. Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений: в 14 т. М.; Л.: Изд. АН СССР, 1937–1952.
5. Гольденберг А.Х. Архетипы в поэтике Гоголя. 7-е изд., испр. М.: Флинта, 2021. 232 с.
6. Гончаров С.А. Творчество Гоголя в религиозно-мистическом контексте. СПб.: Изд. РГПУ им. А.И. Герцена, 1997. 338 с.
7. Дубровская С.А. «Гоголь и Рабле» как сюжет отечественного литературоведения 1940–1980-х гг. // Известия Российской академии наук. Серия литературы и языка. 2014. Т. 73. № 6. С. 62–71.
8. Иваницкий А.И. Ломоносовское барокко в зеркале поэмы Гоголя // Культура и текст. 2023. № 2(53). С. 62–73.
9. Кауфман С.Н. Мотив «девичьего зеркала» в аспекте «повествовательной» точки зрения (на примере повести Н.В. Гоголя «Сорочинская ярмарка») // Сибирский филологический журнал. 2011. № 4. С. 82–85.
10. Кривонос В.Ш. Мотивы художественной прозы Гоголя. СПб.: Изд. РГПУ им. А.И. Герцена, 1999. 251 с.
11. Ломоносов М.В. Избранные произведения. 3-е изд. Л.: Советский писатель, 1986. 558 с. (Библиотека поэта. Большая серия).
12. Максимов Б.А. Загадки «Вия» и сюжетная традиция «Вечеров…» // Вестник МГУ. Сер. 10. Журналистика. 2010. № 6. С. 129–144.
13. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. М.: Художественная литература, 1988. 416 с.
14. Манн Ю.В. Ломоносов в творческом сознании Н.В. Гоголя // Ломоносов и русская литература / отв. ред. А.C. Курилов. М.: Наука, 1987. С. 351–379.
15. Махов А.Е. Сад демонов: словарь инфернальной мифологии Средневековья и Возрождения. М.: Интрада, 2007. 319 с.
16. Мифы народов мира: энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. С.А. Токарев. М.: Сов. энциклопедия, 1980–1982.
17. Назиров Р.Г. Герои раннего Гоголя // Вестник Башкирского университета. 2014. № 4. С. 1289–1295.
18. Осовский О.Е., Дубровская С.А. Разработка концепции «смехового слова» в трудах М.М. Бахтина 1930–1960-х гг. // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014. № 4–1(34). С. 163–167.
19. Попова И.Л. «Рабле и Гоголь» как научный сюжет М.М. Бахтина // Известия Российской академии наук. Серия литературы и языка. 2009. Т. 68. № 6. С. 12–18.
20. Синцова Н.Ф. Гендерные аспекты смыслопорождения в повести Н.В. Гоголя «Иван Федорович Шпонька и его тетушка» // Филология и культура. Philology and culture. 2014. № 2(36). С. 178–181.
21. Хёйзинга Й. Осень Средневековья / пер. Д.В. Сильвестрова. М.: Наука, 1988. 539 с.