Осовский Олег Ефимович, доктор филологических наук, профессор, главный научный сотрудник, Мордовский государственный педагогический университет им. М.Е. Евсевьева, ул. Студенческая, 11а, 430007, Саранск, Россия. E-mail: osovskiy_oleg@mail.ru
В статье рассматривается один из аспектов проблемы «М.М. Бахтин и западная литература ХХ века», связанный с восприятием ученым художественных достижений модернизма. Автор анализирует бахтинскую рецепцию творчества Д. Джойса. Опубликованные в собрании сочинений Бахтина материалы позволяют говорить о том, что ученый хорошо знал и понимал новаторский характер произведений автора «Улисса». В свою очередь бахтинская методология – эффективный инструмент для изучения глубоко карнавализованного и многоголосого художественного мира Д. Джойса и его героев. Не меньшее значение для раскрытия заявленной проблемы имеет творчество Г. Миллера, литературного ученика и продолжателя джойсовской традиции и одного из предтеч западного постмодернизма. Карнавальная стихия прозы Г. Миллера, характерные для нее образы телесного низа, внутренняя полифоничность – еще одна примета нового литературного сознания.
М.М. Бахтин; Д. Джойс; Г. Миллер; модернизм; литературный эксперимент; карнавализация; полифония
20.08.2021
10.09.2021
Осовский О.Е. Накоротке с Тримальхионом: М.М. Бахтин, Джеймс Джойс и Генри Миллер // Литературоведческий журнал. 2021. № 4(54). С. 179–193. DOI: 10.31249/litzhur/2021.54.11
1. Аствацатуров А. Генри Миллер и его «парижская трилогия». М.: Новое литературное обозрение, 2010. 344 с.
2. Аствацатуров А. Феноменология текста: игра и репрессия. М.: Новое литературное обозрение, 2007. 288 с
3. Бахтин М.М. Собрание сочинений [в 6 (7) т.]. М.: Русские словари; Языки
славянских культур, 1996–2013.
4. Вахрушев В.С. Время и пространство как метафора в «Тропике Рака»
Г. Миллера // Диалог. Карнавал. Хронотоп. 1992. № 1. С. 35–43.
5. Джойс Д. Улисс. М.: Республика, 1993. 671 с.
6. Иванов Вяч. Вс. Из заметок о строениях и функциях карнавального образа //
Проблемы поэтики и истории литературы. Саранск, 1973. С. 37–53.
7. Клюева И.В., Лисунова Л.М. М.М. Бахтин – мыслитель, педагог, человек.
Саранск, 2010. 468 с.
8. Миллер Г. Избранное. Вильнюс; М.: Полина, 1995. 749 с.
9. М.М. Бахтин: Беседы с В.Д. Дувакиным. М.: Согласие, 2002. 432 с.
10. Мирский Д. О литературе и искусстве: Статьи и рецензии 1922–1937. М.: Новое литературное обозрение, 2014. 616 с.
11. Мирский Д.П. Статьи о литературе. М.: Художественная литература, 1987.
303 с.
12. Николаев Н.И. Энциклопедия гипотез (вступительная статья) // Пумпянский Л.В. Классическая традиция: Собрание трудов по истории русской литературы. М.: Языки русской культуры, 2000. С. 7–29.
13. Осовский О.Е. В зеркале «другого»: рецепция научного наследия М.М. Бахтина
в англо-американском литературоведении 1960-х – середины 1990-х годов. Саранск, 2003. 147 с.
14. Осовский О.Е. Диалог в большом времени: литературоведческая концепция
М.М. Бахтина. Саранск, 1997. 192 с.
15. Хоружий С.С. Поэтика Джойса: русские связи и соответствия // Диалог. Карнавал. Хронотоп. 1992. № 1. С. 123–126.
16. Хоружий С.С. «Улисс» в русском зеркале. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2015. 384 с.
17. Clark K. M.M. Bakhtin and “World Literature” // Journal of Narrative Theory. 2002. Vol. 32, № 3. P. 266–292.
18. Lodge D. Double discourses: Joyce and Bakhtin // James Joyce broadsheet. 1983. № 11. Р. 1–2.
19. Miller H. Books in my Life. New York: New Directions, 1969. 360 p.
20. Tihanov G. The Birth and Death of Literary Theory: Regimes of Relevance in Russia and Beyond. Stanford: Stanford University Press, 2019. 272 p.