Институт научной информации по
общественным наукам Российской академии наук
ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЙ
ЖУРНАЛ
Периодическое рецензируемое научное издание

ИНТЕРТЕКСТЫ МИФА О ПОЭТЕ В ТВОРЧЕСТВЕ А.С. ПУШКИНА (ОРФЕЙ, ОРФИЗМ, Ф. ШИЛЛЕР, В.А. ЖУКОВСКИЙ, Н.В. ГОГОЛЬ)

Шульц С.А.

Шульц Сергей Анатольевич, доктор филологических наук, независимый исследователь, Ростов-на-Дону, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000–0002–3429–6714 E-mail: s_shulz@mail.ru

Аннотация

В ряде произведений Пушкина задан вектор сближения образа поэта с феноменами религиозной и политической власти. Это, в частности, «Борис Годунов», «Арион», «Пророк», «Памятник». Эти пушкинские тексты вступают в интертекстуальный диалог с произведениями Жуковского, Гоголя, Шиллера. Сквозным мотивом для всех указанных выше текстов являются элементы орфического мифа. Орфей – заглавный архетип поэта в европейской культуре. Орфей считается основателем древнегреческого философского направления орфизма. Хотя Орфей и орфизм представляют собой достаточно разные явления, их сближает сущностный мистический момент. Образ архаически понятого «певца», в том числе в его «жреческом» измерении, актуализировала эпоха предромантизма и особенно романтизма, что актуально для всех названных выше авторов.

Ключевые слова

А.С. Пушкин; В.А. Жуковский; Н.В. Гоголь; Ф. Шиллер; Орфей; орфизм; дионисийство.

Получено

10.02.2023

Принято к печати

06.03.2023

Для цитирования

Шульц С.А. Интертексты мифа о поэте в твор- честве А.С. Пушкина (Орфей, орфизм, Ф. Шиллер, В.А. Жуковский, Н.В. Гоголь) // Литературоведческий журнал. 2023. No 2(60). С. 98–129. DOI: 10.31249/litzhur/2023.60.06

DOI: 10.31249/litzhur/2023.60.06

Библиография

1. Аверинцев С.С. Размышления над переводами Жуковского // Аверинцев С.С. Поэты. М.: Языки русской культуры, 1996. С. 137–164.
2. Альтшуллер М.Г. Между двух царей (заметки о гражданской лирике Пушкина 1826–1836 годов) // Русская литература. 2001. № 1. С. 11–32.
3. Бахтин Н.М. Орфизм и христианство // Бахтин Н.М. Философия как живой опыт. М.: Лабиринт, 2008. С. 130–133.
4. Березкина С.В. «Пророк» Пушкина: современные проблемы изучения // Русская литература. 1999. № 2. С. 27–42.
5. Богомолов Н.А. «Арион»: попытка чтения // Пушкин и культура русского зарубежья: Международная научная конференция, посвященная 200-летию со дня рождения. М., 2000. С. 185–195.
6. Болнова Е.В. Рецепция «пушкинского Орфея» в поэзии и критике Серебряного века // Болдинские чтения – 2017. Н. Новгород: ННГУ, 2017. С. 46–54.
7. Бэкон Ф. О мудрости древних // Бэкон Ф. Сочинения: в 2 т. М.: Мысль, 1972. Т. 2. С. 233–300.
8. Виницкий И. Дом толкователя. Поэтическая семантика и историческое воображение В.А. Жуковского. М.: НЛО, 2006. 328 с.
9. Винокур Г.О. «Борис Годунов». Комментарий // Пушкин. Полное собрание сочинений. Т. VII. Драматические произведения. Л.: Изд-во АН СССР, 1935. С. 385–505.
10. Войтехович Р.С. Орфей, Фаэтон, Ахиллес и Пушкин // Войтехович Р.С. Пушкин и античность. М.; Тарту, 2008. С. 276–282.
11. Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений и писем: в 17 т. М.; Киев: Изд-во Московской Патриархии, 2009–2010.
12. Гончаров С.А. Творчество Гоголя в религиозно-мистическом контексте. СПб.: РГПУ, 1997. 340 с.
13. Городецкий Б.П. Трагедия А.С. Пушкина «Борис Годунов». Комментарий. Л.: Просвещение, 1969. 186 с.
14. Грейвс Р. Мифы Древней Греции. М.: Прогресс, 1992. 624 с.
15. Гринлиф М. Пушкин и романтическая мода. Фрагмент. Элегия. Ориентализм. Ирония. СПб.: Академический проект, 2006. 381 с.
16. Гуковский Г.А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. М.: ГИХЛ, 1957. 416 с.
17. Гуревич А.М. История и современность в «Борисе Годунове» // Известия АН СССР. Сер. литературы и языка. 1984. Т. 43. № 3. С. 204–212.
18. Данилевский Р.Ю. Пушкин и Шиллер // Пушкин и мировая культура. Материалы Восьмой Международной конференции. Арзамас [и др.]: Изд-во Арзамасского гос. пед. ин-та им. А.П. Гайдара, 2008. С. 104–116.
19. Данилевский Р.Ю. Ф. Шиллер в России. СПб.: Пушкинский Дом, 2013. 656 с.
20. Данилевский Р.Ю. Шиллер и становление русского романтизма // Ранние романтические веяния: из истории международных связей русской литературы. Л., 1972. С. 49–52.
21. Жуковский В.А. О поэте и современном его значении. Письмо к Н.В. Гоголю //Жуковский В.А. Эстетика и критика. М.: Искусство, 1985. С. 228–339.
22. Жуковский В.А. Стихотворения. Л.: Советский писатель, 1956. 848 с.
23. Иванов Вяч. Вс. К исследованию архаизмов в «Памятнике» Пушкина // Лотмановский сб. М.: ОГИ, 1995. Вып. 1. С. 62–66.
24. Иванов Вяч. И. Дионис и прадионисийство. СПб.: Алетейя, 1994. 350 с.
25. Ильин В.Н. Аполлон и Дионис в творчестве Пушкина // Пушкин в русской философской критике. М.: Книга, 1990. С. 309–316.
26. Кардаш Е.В. «Арион» // Пушкинская энциклопедия. Произведения. Т. 1. СПб.: Нестор-история, 2009. С. 80–85.
27. Киселева Л.Н. Кто был русской Иоанной д’Арк // Филологические записки. Воронеж, 2003. Вып. 20. С. 138–146.
28. Кудрявина И.М., Мальчукова Т.К. Миф в лирике А.С. Пушкина 1820-х годов //Современные проблемы метода, жанра и поэтики русской литературы. Петрозаводск, 1991. С. 35–47.
29. Ларионова Е.О. К истории раннего русского шиллеризма // Новые безделки. Сборник статей к 60-летию В.Э. Вацуро. М.: Новое литературное обозрение, 1995–1996. С. 36–49.
30. Лебедев А.В. Орфизм // Философский энциклопедический словарь. 2-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1989. С. 451–452.
31. Лейтон Л.Г. Пушкин и Гораций: «Арион» // Русская литература, 1999. № 2. С. 71–85.
32. Лозинская Л. Комментарии // Шиллер Ф. Собрание сочинений: в 7 т. М.: ГИХЛ, 1956. С. 651–697.
33. Лосев А.Ф. Орфей // Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2 т. 2-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1992. Т. 2. С. 262–263.
34. Мальчукова Т.Г. О горацианских реминисценциях в стихотворении А.С. Пушкина «Арион» // Horatiana. СПб., 1992. Вып. 4. С. 198–210.
35. Малаховская А.Н. Наследие Бабы-яги: религиозные представления, отраженные в волшебной сказке, и их следы в русской литературе XIX–XX вв. СПб.: Алетейя, 2007. 338 с.
36. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. 2-е изд. М.: Художественная литература, 1988. 413 с.
37. Махов А.Е. Метафоры корабля в русской поэзии. Материалы к исследованию образного строя // Литературные произведения XVIII–XIX веков в историческом и культурном контексте. М.: МГУ, 1985. С. 38–45.
38. Немировский И.В. Декабрист или сервилист? (Биографический контекст стихотворения «Арион») // Легенды и мифы о Пушкине. СПб., 1994. С. 168–184.
39. Палиевская Д. «Запад и Восток в зеркале друг друга» // Вопросы литературы. 1990. № 2. С. 253–267.
40. Позов А. Метафизика Пушкина. Мадрид, 1967. 235 с.
41. Попова И.Л. Немая сцена у Пушкина и Гоголя («Борис Годунов» и «Ревизор») //Известия РАН. Серия литературы и языка. 1991. Т. 50. № 5. С. 459–466.
42. Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: в 10 т. 4-е изд. Л.: Наука, 1977–1979.
43. Сафрански Р. Шиллер, или Открытие немецкого идеализма. М.: Текст, 2007. 557 с.
44. Силард Л. «Орфей растерзанный» и наследие орфизма // Силард Л. Герметизм и герменевтика. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2002. С. 54–101.
45. Слово о полку Игореве. СПб.: Азбука-классика, 2010. 256 с.
46. Смирнов А.А. Романтическая концепция «судьбы поэта» в стихотворении А.С. Пушкина «Арион» // Вестник МГУ. Сер. 9. Филология. 1987. № 3. С. 8–12.
47. Соловьев В.С. Значение поэзии в стихотворениях Пушкина // Соловьев В.С. Литературная критика. М.: Современник, 1990. С. 223–273.
48. Старк В.П. Притча о сеятеле и тема поэта-пророка в лирике Пушкина //Пушкин. Исследования и материалы. Л.: Наука, 1991. Т. 14. С. 60–61.
49. Топоров В.Н. Об «эктропическом пространстве поэзии (поэт и текст в их единстве) // От мифа к литературе: сб. в честь 75-летия Е.М. Мелетинского. М.: РГГУ, 1993. С. 25–42.
50. Федотов Г.П. Певец империи и свободы // Пушкин в русской философской критике. М.: Книга, 1990. С. 356–374.
51. Фрагменты ранних греческих философов. М.: Наука, 1989. Ч. 1. 576 с.
52. Шиллер Ф. Собрание сочинений: в 7 т. М.: ГИХЛ, 1957. Т. 3. 700 с.
53. Шульц С.А. Поэма Гоголя «Мертвые души»: внутренний мир и литературнофилософские контексты. СПб.: Алетейя, 2017. 288 с.
54. Шульц С.А. Пушкин – Гоголь: к метафизике внутреннего диалога // Гоголезнавчii студии. Гоголеведческие студии. Нiжин, 2017. Вып. 6 (23). С. 139–162.
55. Экхарт М. Духовные проповеди и рассуждения. М.: Политиздат, 1991. 190 с.
56. Элиаде М. История веры и религиозных идей: От Гаутамы Будды до триумфа христианства. 2-е изд. М.: Академический проект, 2009. 679 с.
57. Frank Susi K. Der Diskurs des Erhabenen bei Gogol und die longische Tradition. München, 1999. 455 p.

Скачать текст статьи