Институт научной информации по
общественным наукам Российской академии наук
ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЙ
ЖУРНАЛ
Периодическое рецензируемое научное издание

А.П. ЧЕХОВ И Н. ГОТОРН (К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ)

Шульц С.А.

Аннотация

Для Чехова во многих отношениях значимы контакты с романтизмом, в том числе полемические. Обнаруживаются интертекстуальные связи Чехова с одним из поздних романтиков – Н. Готорном. Готорн предлагает в своем творчестве собственный вариант «превращения» классического романтизма, близкий сентиментализму (за счет выдвижения чувствительности персонажей). Чехов менее, чем Готорн связан с сентиментализмом, он переключает свой интерес на дихотомию истинного и ложного романтизма. В самом деле, Чехов последовательно разграничивает романтизацию (идеализацию, «идиллизацию») фальшивую и романтизацию действительно оправданную, состоятельную. Это близко пушкинскому отграничению «истинного романтизма», а также предложенной Г. Флобером принципиальной антиномии «ложного» и «истинного» романтизма.

Ключевые слова

Чехов; Готорн; романтизм; сентиментализм; идиллия; антиидиллия.

Для цитирования

Шульц С.А. А.П. Чехов и Н. Готорн (к постановке проблемы) // Литературоведческий журнал. № 1(59). 2023. С. 114–126.

DOI: 10.31249/litzhur/2023.59.07

Библиография

1. Бахтин М.М. Проблема сентиментализма // Бахтин М.М. Собрание сочинений [в 6(7) т.]. М.: Русские словари, 1996. Т. 5. С. 304–305.
2. Белый А.А. Двойное бытие истинного романтизма. СПб.: Алетейя, 2016. 320 с.
3. Готорн Н. Избранные произведения: в 2 т. Л.: Художественная литература, 1982. Т. 2. 510 с.
4. Гульченко В.В. Две фигуры: Лир и Фирс // Чехов и Шекспир. М.: ГЦТМ им. А.А. Бахрушина, 2016. С. 131–144.
5. Кирсанова Л. Экзистенциализм «Вишневого сада» // Ступени. Философский журнал. СПб., 1997. № 10. С. 78–93.
6. Ковалев Ю. Творчество Н. Готорна // Готорн Н. Избранные произведения: в 2 т. Л.: Художественная литература, 1982. Т. 1. С. 3–38.
7. Кондратьева В.В., Ларионова М.Ч. Художественное пространство в пьесах А.П. Чехова 1890–1900-х гг.: мифопоэтические модели. Ростов-на-Дону: Изд-во Foundation, 2012. 207 с.
8. Кошелев В.А. Мифология «сада» в последней комедии Чехова // Русская литература. 2005. № 1. С. 40–52.
9. Мелетинский Е.М. Историческая поэтика новеллы. М.: Наука, 1990. 274 с.
10. Осипова Э.Ф. Американский роман от Купера до Лондона. Очерки по истории романа США XIX века. СПб.: Нестор-История, 2014. 204 с.
11. Паперный З.С. Испытание романтизма // Паперный З.С. Стрелка искусства: О Чехове. М.: Современник, 1986. С. 24–56.
12. Парфенов А.И. Традиции русского романтизма в прозе А.П. Чехова 1888–1903 гг.: автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2016. 23 с.
13. По Э. Новеллистика Н. Готорна // Эстетика американского романтизма / пер. с англ. М.: Искусство, 1977. С. 122–131.
14. Полоцкая Э.А. «Вишневый сад». Жизнь во времени. М.: Наука, 2003. 381 с.
15. Реизов Б.Г. Творчество Флобера. М.: Гослитиздат, 1955. 524 с.
16. Турбин В.Н. «Весь Чехов – это стилизация…»: Опыт осмысления одного высказывания М.М. Бахтина // М.М. Бахтин и перспективы гуманитарных наук. Витебск, 1993. С. 117–118.
17. Чехов А.П. Полн. собр. соч. и писем: в 30 т. М.: Наука, 1978. Т. 13. 524 с.
18. Шульц С.А. «Анна Каренина» Л.Н. Толстого и «Госпожа Бовари» Г. Флобера //Известия РАН. Серия литературы и языка. 2016. Т. 75. № 2. С. 21–25.

Скачать текст статьи