Институт научной информации по
общественным наукам Российской академии наук
ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЙ
ЖУРНАЛ
Периодическое рецензируемое научное издание

ГОГОЛЬ – ШЕКСПИР – СЕРВАНТЕС (О «СРЕДНЕВЕКОВОМ» И «РЕНЕССАНСНОМ» ПОДТЕКСТЕ ПОВЕСТИ «ВИЙ»)

Шульц С.А.

Аннотация

Основу художественного смысла «Вия» составляет сложное балансирование между «средневековым» и «ренессансным» подтекстами. С точки зрения «ренессансного» подтекста панночка – не ведьма в буквальном значении, а сюжет «Вия» – любовно-авантюрный и любовно-мистический. Вся фантастика «Вия» героична в том отношении, что она приподнимается над обыденностью, но чаще «героизм» сопровождают инфернальные обертоны, что как раз сталкивает «ренессансный» смысл «Вия» с его «средневековым» смыслом, буквализирующим сюжет давления на героя нечистой силы. Когда Хома всерьез воспринимает «ведьму», он поступает со «средневековой» точки зрения. При этом в качестве своеобразной параллели к своим персонажам Гоголем заданы отдельные ренессансные образы, восходящие в том числе к Шекспиру и Сервантесу. Хома погибает не только от слишком буквального восприятия «дьявольщины». Хому губит зачарованность ведьмой в ее неожиданном для неофита проявлении через «красоту»: Хома под властью эстетическо-артистического начала (т.е. ренессансного контекста), он в какой-то мере становится его носителем.

Ключевые слова

Гоголь; Шекспир; Сервантес; Средневековье; Ренессанс; дьявольщина; смех.

Для цитирования

Шульц С.А. Гоголь – Шекспир – Сервантес (о «средневековом» и «ренессансном» подтексте повести «Вий») // Литературоведческий журнал. 2022. № 4(58). С. 81–112.

DOI: 10.31249/litzhur/2022.58.05

Библиография

1. Багно В.Е. Гоголь как донкихот христианства // Nel mondo di Gogol’. Roma, 2012. P. 3–23.
2. Багно В.Е. «Дон Кихот» в России и русское донкихотство. СПб.: Наука, 2009. 226 с.
3. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение. Проблемы и люди. М.: РГГУ, 1995. 448 с.
4. Берковский Н.Я. «Ромео и Джульетта», трагедия Шекспира // Берковский Н.Я. Лекции и статьи по зарубежной литературе. СПб.: Азбука-классика, 2002. С. 317–351.
5. Булгаков С.Н. Две встречи (1898–1924). (Из записной книжки) // Булгаков С.Н. Соч.: в 2 т. Т. 2. М.: Наука, 1993. С. 627–636.
6. Виноградов И.А. Повесть Гоголя «Вий»: к истории замысла и его интерпретации // Гоголезнавчi студii = Гоголеведческие студии. Вып. 5. Нежин, 2000. С. 84–108.
7. Гальфрид Монмутский. История бриттов. Жизнь Мерлина. М.: Наука, 1984. 286 с.
8. Гинзбург К. Колдовство и народная набожность. Заметки об одном инквизиционном процессе 1519 г. // Гинзбург К. Мифы – эмблемы – приметы: морфология и история. М.: Новое издательство, 2004. С. 19–50. 9. Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений и писем: в 17 т. М.; Киев: Изд-во Московской Патриархии, 2009. Т. 2.
10. Гольденберг А.Х. Архетипы в поэтике Н.В. Гоголя. 2-е изд. М.: Флинта, 2012. 232 с.
11. Гомбрих Э. Символические образы. Очерки по искусству Возрождения. СПб.: Алетейя, 2017. 408 с.
12. Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. М.: Интрада, 1995. 319 с.
13. Гуревич А.Я. Проблемы средневековой народной культуры. М.: Искусство, 1981. 359 с.
14. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолствующего большинства. М.: Искусство, 1990. 280 с.
15. Давыдова М.Ю. Шекспир // Западноевропейский театр от Возрождения до рубежа XIX–XX веков. М.: РГГУ, 2001. С. 80–91.
16. Дильтей В. Воззрение на мир и исследование человека со времен Возрождения и Реформации. 2-е изд. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2013. 464 с.
17. Евдокимов А.А. Гоголь и Шекспир: поэтика драматургии в сравнительном освещении: автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2011. 28 с.
18. Есаулов И.А. Спектр адекватности в истолковании литературного произведения («Миргород» Н.В. Гоголя). М.: РГГУ, 1997. 100 с.
19. Жаравина Л.В. Шекспиризм Гоголя: к постановке проблемы // Литературнокритические опыты и наблюдения: Вопросы русского языка и литературы. Кишинев: Штиинца, 1982. С. 3–12.
20. Жирар Р. Вещи, сокрытые от создания мира. М.: ББИ, 2016. 518 с.
21. Жирар Р. Козел отпущения. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2010. 336 с.
22. Иванов Вяч. И. Шекспир и Сервантес // Иванов Вяч. И. Собрание сочинений: в 4 т. Брюссель: Foyer Oriental Chrétien, 1987. Т. 4. С. 99–108.
23. Калмыкова Е.В. Мифы о Бруте и о древнейшем заселении Британии в английской исторической мысли XV–XVI вв. // Миф в культуре Возрождения / отв. ред. Брагина Л.М. М.: Наука, 2003. С. 285–293.
24. Киченко А.С. Молодой Гоголь: поэтика романтической прозы. Нiжин, 2007. 224 с.
25. Кравченко О.А. Гоголевский образ Киева // Творчество Гоголя в диалоге культур. Четырнадцатые Гоголевские чтения. М.; Новосибирск, 2015. С. 117–123.
26. Ле Гофф Ж. В поддержку долгого средневековья // Ле Гофф Ж. Средневековый мир воображаемого. М.: Прогресс, 2001. С. 31–38.
27. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. М., 1930. 230 с.
28. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М.: Мысль, 1982. 623 с.
29. Макьявелли Н. Сочинения исторические и политические. Сочинения художественные. Письма. М.: АСТ; НФ «Пушкинская библиотека», 2004. 820 с. 30. Манн Ю.В. Творчество Гоголя. Смысл и форма. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007. 744 c.
31. Мейнеке Ф. Возникновение историзма. М.: РОССПЭН, 2004. 479 с.
32. Набоков В.В. Лекции о «Дон Кихоте». М.: Независимая газета, 2002. 336 с.
33. Ненний. История бриттов // Гальфрид Монмутский. История бриттов. Жизнь Мерлина. М.: Наука, 1984. С. 171–193.
34. Оден У.Х. Лекции о Шекспире. М.: Изд-во О. Морозовой, 2008. 575 с.
35. Ортега-и-Гассет Х. Размышления о «Дон Кихоте». Краткий трактат о романе // Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М.: Искусство, 1991. С. 113–150.
36. Пинский Л.Е. Реализм эпохи Возрождения. М.: ГИХЛ, 1961. 368 с.
37. Пискунова С.И. Испанская и португальская литература XII–XIX вв. М.: Высшая школа, 2009. 584 с.
38. Пискунова С.И. От Пушкина – до «Пушкинского Дома». Очерки исторической поэтики русского романа. М.: Языки славянской культуры, 2013. С. 57–78.
39. Пумпянский Л.В. Гоголь // Пумпянский Л.В. Классическая традиция. Собрание трудов по истории русской литературы. М.: Языки славянской культуры, 2000. С. 257–342.
40. Светлакова О.А. «Дон Кихот» Сервантеса. Проблемы поэтики. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996. 105 с.
41. Сервантес. Дон Кихот // Сервантес. Собрание сочинений: в 5 т. М.: Правда, 1961. Т. 2. 624 с.
42. Сервантес. Новелла о беседе собак // Сервантес. Собрание сочинений: в 5 т. М.: Правда, 1961. Т. 4. С. 21–92.
43. Строцев А. Библия рассказывает о насилии языком жертвы // Независимая газета, 7 сентября 2016. С. 15.
44. Франк-Каменецкий И.Г. К генезису легенды о Ромео и Юлии // Русский текст. СПб., 1994. № 2. С. 158–177; 1995. № 3. С. 167–205; 1996. № 4. С. 178–203.
45. Чосер Дж. Кентерберийские рассказы. М.: Правда, 1988. 560 с.
46. Шамбинаго С. Трилогия романтизма. (Н.В. Гоголь). М., 1911. 163 с.
47. Шведов Ю.Ф. Эволюция шекспировской трагедии. М.: Искусство, 1975. 464 с.
48. Шекспир В. Полное собрание сочинений: в 8 т. М.: Искусство, 1957–1960.
49. Шульц С.А. Кафка и Гоголь: «Замок» и «Вий» // Studia Rossica Gedanensia. Gdańsk, 2018. № 5. С. 251–278.
50. Шульц С.А. Трансформация инфернального в идиллическом: Гоголь – Л. Толстой – Бунин // Проблемы исторической поэтики. Петрозаводск, 2017. Т. 15. № 3. С. 127–147. URL: http://poetica.pro/journal/content_list.php?id=74621 (дата обращения: 01.01.2020).
51. Шульц С.А. Хома Брут и Франсуа Вийон // Человек. 2017. № 2. С. 144–154.
52. Holl B.T. Gogol’s Capitan Kopeikin and Cervantes’ Captive Capitan: A Case of Metaparody // The Russian Review. 1996. Vol. 55. Nо. 4. P. 681–691.

Скачать текст статьи