Институт научной информации по
общественным наукам Российской академии наук
ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЙ
ЖУРНАЛ
Периодическое рецензируемое научное издание

ДОСТОЕВСКИЙ И МОЛЬЕР («ЗАПИСКИ ИЗ ПОДПОЛЬЯ» И «ДОН ЖУАН»)

Шульц С.А.

Аннотация

Основной лейтмотив повести Достоевского «Записки из подполья» – отрицание всех наличных установлений. Устойчивым, постоянно повторяющимся символом рационализма и необходимости (против которых выступает герой Достоевского) в «Записках из подполья» выступает формула «дважды два четыре». Для мольеровского же Дон Жуана формула «дважды два четыре» становится его кредо. Таким образом, то, что признается Дон Жуаном, отрицается подпольным человеком. Вместе с тем два героя не только противопоставлены, но и положительно сопоставлены Достоевским друг с другом. С одной стороны, выпады подпольного человека против рационализма подразумевают также и выпады против мольеровского Дон Жуана, но с другой стороны, парадоксалист оказывается новым изводом и развитием героя-либертена. А мольеровский Дон Жуан, как известно, находится в русле развития либертинажа. И подпольный человек, и Дон Жуан прибегают к софистике.

Ключевые слова

Достоевский; Мольер; рационализм; необходимость; полифония; софистика.

Для цитирования

Шульц С.А. Достоевский и Мольер («Записки из подполья» и «Дон Жуан») // Литературоведческий журнал. 2022. № 2(56). С. 39–51. DOI: 10.31249/litzhur/2022.56.03

DOI: 10.31249/litzhur/2022.56.03

Библиография

1. Багно В.Е. Расплата за своеволие, или Воля к жизни // Миф о Дон Жуане. СПб.: Corvus, 2000. С. 5-22.
2. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского // Бахтин М.М. Собрание сочинений: в 7 т. М.: Русские словари; Языки славянской культуры, 2002. Т. 6. С. 5-300.
3. Бочаров С.Г. Переход от Гоголя к Достоевскому // Бочаров С.Г. О художественных мирах. М.: Советская Россия, 1985. С. 161-209.
4. Достоевский Ф.М. Полное собраний сочинений: в 30 т. Л.: Наука, 1973. Т. 5. 408 с.
5. Касаткина Т.А. Достоевский как философ и богослов: художественный способ высказывания. М.: Водолей, 2019. 336 с.
6. Луков В.А. Мольер Ж.Б. URL: http://www.litdefrance.ru/199/195/ (дата обращения: 03.05.2018).
7. Мокульский С. Мольер. Проблемы творчества. Л.: ГИХЛ, 1935. 250 с.
8. Мольер Ж.-Б. Полное собрание сочинений: в 3 т. / пер. с франц. А.В. Федорова. М.: Искусство, 1986. Т. 2. 464 с.
9. Моруа А. Дон Жуан, или Жизнь Байрона / пер. с франц. М. Богословской. М.: Республика, 1992. 413 с.
10. Скафтымов А.П. «Записки из подполья» среди публицистики Достоевского // Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей. М.: Художественная литература, 1972. С. 88-133.
11. Телье В. От «Новых необычайных историй» к «Запискам из подполья»: писать от первого лица // По, Бодлер, Достоевский. Блеск и нищета национального гения / пер. с фрац. М.: НЛО, 2017. С. 132-146.
12. Хайдеггер М. О «линии» // Судьба нигилизма: Э. Юнгер. М. Хайдеггер. Д. Кампер. Г. Фигаль / пер. с нем. Г. Хайдаровой. СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 2006. С. 65-120.
13. Шкловский В.Б. За и против. Заметки о Достоевском. М.: Советский писатель, 1957. 260 с.
14. Шульц С.А. Достоевский, Аполлон Григорьев, Бахтин // Studia Slavica Academiae Scientiarum Hungaricae. 2020. Т. 65. № 1. С. 193-207. DOI: 10.1556/060.2020.00009
15. Шульц С.А. Наследие М.М. Бахтина: контуры целостности // Slavica Wratislaviensia, 2021. T. 174. С. 69-81. DOI: https://doi.Org/10.19195/0137-1150.174.6

Скачать текст статьи