Шульц Сергей Анатольевич, доктор филологических наук, независимый исследователь, Ростов-на-Дону, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000–0002–3429–6714 ; E-mail: s_shulz@mail.ru
Статья посвящена развитию образа Снегурочки в одноименных произведениях Н. Готорна, А.Н. Островского, а также трансформации образа в драме Чехова «Три сестры», лирическом цикле А.А. Блока «Кармен». Для мифопоэтического уровня имеет значение, что существует поверье о превращении воды в вино, в кровь Христа. Отсюда, можно увидеть близость таяния Снегурочки, ее превращения в воду – обряду евхаристии, причащению крови и плоти Христа. Соотнесение с мотивом крови Христа также заставляет сблизить миф о Снегурочке с западноевропейской историей о святом Граале. Поэтому в аллегорическом (условном) аспекте сюжета финал пьесы-сказки Островского прочитывается не только как победа Ярилы, но также как закат язычества, отход от первобытности к христианству. Эволюция образа Снегурочки от Готорна и Островского через Чехова к Блоку демонстрирует буквализацию образа, его полный перевод в мифопоэтический план, лишенный всякой аллегоризации или условности.
Н. Готорн; А.Н. Островский; А.П. Чехов; А.А. Блок; Снегурочка; мифопоэтика.
02.10.2021
01.12.2021
Шульц С.А. Н. Готорн, А.Н. Островский, А.П. Чехов, А.А. Блок: эволюция образа Снегурочки // Литературоведческий журнал. 2022. № 1(55). С. 125–139. DOI: 10.31249/litzhur/2022.55.07
1. Аверинцев С.С. Вода // Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2 т. 2-е изд. М.: Сов. энциклопедия, 1991. Т. 1. C. 240–241.
2. Агапкина Т.А. Масленица // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М.: Эллис Лак, 1995. С. 253–255.
3. Батюшков Ф.Д. Генезис «Снегурочки» Островского // Журнал Министерства народного просвещения. 1917. № 5. С. 47–66.
4. Блок А.А. Полн. собр. соч.: в 20 т. М.: Наука, 1997. Т. 3. 994 с.
5. Виноградова Л.Н. Вода // Славянская мифология. Энциклопедический словарь.
М.: Эллис Лак, 1995. С. 96–98.
6. Виноградова Л.Н., Толстая С.М. Иван Купала // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М.: Эллис Лак, 1995. С. 201–202.
7. Гвардини Р. «Божественная комедия» Данте. Ее основные религиозные и философские идеи / пер. с нем. А.В. Перцева. СПб.: Владимир Даль, 2020. 498 с.
8. Гольдберг С. Мандельштам, Блок и границы мифопоэтического символизма / пер. с англ. В. Третьякова. М.: НЛО, 2020. 344 с.
9. Готорн Н. Избранные произведения: в 2 т. / пер. с англ. Э. Великановой. Л.: Художественная литература, 1982. Т. 2. 510 с.
10. Долинин А. Комментарии // Готорн Н. Избранные произведения: в 2 т. Л.: Художественная литература, 1982. Т. 2. С. 466–508.
11. Иванов В.В., Топоров В.Н. Кострома // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М.: Эллис Лак, 1995. С. 231.
12. Иванов В.В., Топоров В.Н. Ярило // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М.: Эллис Лак, 1995. С. 397–399.
13. Карасев Л.В. Пьесы Чехова // Вопросы философии. 1998. № 9. С. 80–82.
14. Кошелев В.А. Поза Ярилы: о мифопоэтике «Снегурочки» // Щелыковские чтения 2011: сб. статей. Кострома, 2012. С. 96–105.
15. Ларионова М.Ч. Еловая аллея и цветочки (пьеса А.П. Чехова «Три сестры») // Известия Южного федерального университета. Филологические науки, 2012. № 2. C. 26–35.
16. Одесская М.М. «Три сестры»: символико-мифологический подтекст // Чеховиана. «Три сестры» 100 лет. М.: Наука, 2002. С. 151–165.
17. Островский А.Н. Снегурочка [Электронный ресурс] URL: http://az.lib.ru/o/ostrowskij_a_n/text_0142.shtml (дата обращения: 18.04.2021).
18. Ханзен-Лёве А. Русский символизм. Система поэтических мотивов. Мифопоэтический символизм. Космическая символика / пер. с нем. М.Ю. Некрасова. СПб., 2003. 816 с.
19. Чернейко Н.Г. «Синэстетизм» А. Блока в теме Севера и Юга (на материале «Итальянских стихов» и цикла «Кармен») // Филологические науки. 1995. № 5–6. С. 29–36.
20. Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. Сочинения. Т. XIII.
М.: Наука, 1978. 524 с.
21. Шелли П.Б. Ода западному ветру / пер. с англ. Б.Л. Пастернака // Поэзия английского романтизма. М.: Худож. литература, 1975. С. 475–477.
22. Шульц С.А. Лирический цикл А.А. Блока «Кармен»: индивидуация в культуре, космосе и истории // Русский символизм и мировая культура / под ред.
Л.А. Сугай. М.: Экон-информ, 2009. Вып. 3. С. 81–104.
23. Шульц С.А. Роль праздника в художественной структуре драмы Чехова «Три сестры» // Филологические науки. 2000. № 2. С. 24–32.