Институт научной информации по
общественным наукам Российской академии наук
ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЙ
ЖУРНАЛ
Периодическое рецензируемое научное издание

ГОТИЧЕСКИЙ ХРОНОТОП ЗАМКА И ЕГО РЕЦЕПЦИЯ В АМЕРИКАНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ УЖАСОВ («ПРИЗРАК ДОМА НА ХОЛМЕ» Ш. ДЖЕКСОН И «СТЕПФОРДСКИЕ ЖЕНЫ» А. ЛЕВИНА)

ВАСИЛЬЕВА Э.В.

Васильева Эльмира Викторовна, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А.М. Горького РАН, ул. Поварская, д. 25 а, 121069, Москва, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-4195-5658

Аннотация

Статья выполнена по гранту Правительства Российской Федерации (соглашение № 23-28-00989 от 14.06.2022, срок реализации 2023–2024 гг.) «Английская классическая литература в мировой культуре: рецепции, трансформации, интерпретации». В статье в сравнительном аспекте анализируются хронотопы двух известных американских романов ужасов XX в. – «Призрак дома на холме» Ш. Джексон и «Степфордские жены» А. Левина. Хронотоп «нехорошего дома» в первом случае и хронотоп «нехорошего города» во втором рассматриваются как варианты специфически усвоенного американской художественной традицией готического хронотопа замка. Свойственные хронотопу замка устойчивые характеристики – мотив «разумного дома», указание на темное прошлое локации, а также ее подчеркнутая изолированность от внешнего мира – аккуратно воспроизводятся Джексон и Левиным, чтó иллюстрирует отношение преемственности между английской литературной готикой и американской литературой ужасов. Также в статье делается вывод о том, что «нехороший дом» и «нехороший город» сохраняют жанрообразующую функцию хронотопа, консолидируя поэтику субжанров «дом с привидениями» и «ужасы в маленьком городке».

Ключевые слова

готический роман; хронотоп замка; поэтика пространства; роман ужасов; Ширли Джексон; Айра Левин.

Получено

14.09.2024

Принято к печати

20.10.2024

Для цитирования

Васильева Э.В. Готический хронотоп замка и его рецепция в американской литературе ужасов («Призрак дома на холме» Ш. Джексон и «Степфордские жены» А. Левина) // Литературоведческий журнал. 2025. № 1(67). С. 160–177.

DOI: 10.31249/litzhur/2025.67.09

Библиография

1. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки исторической поэтики // Бахтин М.М. Собрание сочинений: [в 6(7) т.]. Т. 3: Теория романа (1930–1961 гг.). М.: Языки славянских культур, 2012. С. 341–511.
2. Васильева Э.В. Особенности хронотопа в новоанглийской готике: «Дом о семи фронтонах» Н. Готорна и «Призрак дома на холме» Ш. Джексон // Вестник Костромского государственного университета. 2020. № 1. С. 87–92.
DOI: 10.34216/1998-0817-2020-26-1-87-92
3. Джексон Ш. Призрак дома на холме / пер. с англ. Е. ДоброхотовойМайковой // Джексон Ш. Призрак дома на холме; Мы живем в замке: сборник / пер. с англ. Е. Доброхотовой-Майковой, О. Варшавер. М.: Издательство АСТ, 2019. С. 5–234.
4. Кинг С. Пляска смерти / пер. с англ. А. Грузберга. М.: Издательство АСТ, 2018. 512 с.
5. Левин А. Степфордские жены / пер. с англ. Ю.И. Вейсберга. М.: Издательство АСТ, 2020. 224 с.
6. Осовский О.Е. Неоготика //Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А.Н. Николюкина. М.: НПК «Интелвак», 2001. С. 636.
7. Прокофьева В.Ю. Категория пространство в художественном преломлении: локусы и топосы // Вестник Оренбургского государственного университета. 2005. № 11. С. 87–94.
8. Уолпол Г. Замок Отранто / пер. с англ. В. Шора // Готический роман: Замок Отранто. Итальянец. Аббатство кошмаров: повести, роман / пер. с англ. Е. Суриц, Т. Шинкарь, В. Шора; предисл. Л. Сумм. М.: Эксмо, 2008. С. 27–168.
9. Bailey D. American Nightmares. The Haunted House Formula in American Popular Fiction. Madison: The University of Wisconsin Press, 1999. 145 p.
10. Brantlinger P. Rule of Darkness. British Literature and Imperialism, 1830–1914. Ithaca; London: Cornell University Press, 1988. 309 p.
11. Cook D.M., Swauger C.G. Preface // The Small Town in American Literature / eds.
D.M. Cook, C.G. Swauger. N.Y.: Dodd, Mead & Company, 1974. P. VII–IX.
12. Coulson C.L.H. Castles in Medieval Society: Fortresses in England, France, and Ireland in the Central Middle Ages. N.Y.: Oxford University Press, 2003. 441 p.
13. Hattenhauer D. Shirley Jackson’s American Gothic. Albany: State University of New York Press, 2003. 236 p.
14. Herron I.H. The Small Town in American Literature. Durham, NC: Duke University Press, 1939. 477 p.
15. Intro to New England Gothic // The Gothic Library. A Gothic Book Blog. 2020. URL: https://www.thegothiclibrary.com/intro-to-new-england-gothic/ (дата обращения: 19.09.2024).
16. Krugovoy Silver A. The Cyborg Mystique: “The Stepford Wives” and Second Wave Feminism // Women’s Studies Quarterly. 2002. No. 1/2(30). P. 60–76. DOI: 10.1353/arq.2002.0007
17. New England Gothic // Aesthetics Wiki. URL: https://aesthetics.fandom.com/wiki/ New_England_Gothic (дата обращения: 19.09.2024).
18. Ringel F. New England’s Gothic Literature: History and Folklore of the Supernatural from the Seventeenth through the Twentieth Centuries. Lewiston; N.Y.: The Edwin Mellen Press, 1995. 266 p.
19. Ringel F. New England Gothic // A Companion to American Gothic / ed. by
C.L. Crow. Oxford: John Wiley & Sons, Ltd., 2014. P. 139–150.
20. Zagarell S.A. Narrative of Community: The Identification of a Genre // Signs. 1988.
No. 3(13). P. 498–527. DOI: 10.1086/494430

Скачать текст статьи