Институт научной информации по
общественным наукам Российской академии наук
ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЙ
ЖУРНАЛ
Периодическое рецензируемое научное издание

КАТАРТИЧЕСКИЙ МОДУС В ФАБУЛЬНОЙ СТРУКТУРЕ ФРАНЦУЗСКОГО РОМАНТИЧЕСКОГО РОМАНА

ЛИТВИНЕНКО Н.А.

Литвиненко Нинель Анисимовна, доктор филологических наук, профессор кафедры русской и зарубежной литературы, Государственный университет просвещения, ул. Радио, д. 10 а, 105005, Москва, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-6400-9176

Аннотация

В основе статьи – изучение структуры и специфики фабулы во французском романтическом романе на основе анализа репрезентативных текстов, принадлежащих к раннему и позднему этапам эволюции жанра. Предмет исследования – роман-монодия Шатобриана «Рене» и роман-эпопея Гюго «Отверженные», обладающие типологическим сходством проблематики и фабульной структуры. В центре обоих драма одиночества индивида, выпавшего из социума и противопоставленного ему. Реперные точки сюжета строятся на диаметрально различной основе – ретроспективной исповеди замкнутого на себе героя, одержимого «болезнью века», – и символического среза судьбы «отверженных», воплощающей историю и ценностные представления эпохи. Исследуются принципы формирования событийности и плотности символического рисунка, в который вписаны судьбы-архетипы персонажей, где находит воплощение катартическая функция феноменов трансформационной модели изображения бессознательного и провиденциального в романтическом романе. Соотнесена и противопоставлена экзистенциальная семантике мотивов таинства и тайны, по-разному тяготеющих к символизации и полисемантике драматизации сюжета. Доказывается, что событийнопсихологические эффекты, «промежуточные» кульминации тяготеют к центральной, высшей точке напряжения, формированию катартического модуса изображении социальных и психологических коллизий. Особое внимание уделено роли феноменов откровения и тайны в фабульной структуре.

Ключевые слова

романтический роман; фабула; катартическая модальность; кульминация; тайна; откровение.

Получено

05.03.2024

Принято к печати

20.04.2024

Для цитирования

Литвиненко Н.А. Катартический модус в фабульной структуре французского романтического романа // Литературоведческий журнал. 2024. № 4(66). С. 172–186.

DOI: 10.31249/litzhur/2024.66.10

Библиография

1. Богослов Иоанн. Откровение. URL: pravenc.ru›text/471605.html (дата обращения: 16.02.2024).
2. Катарсис. Метаморфозы трагического сознания / сост. В. Шестаков. СПб.: Алтейя, 2007. 384 с.
3. Литвиненко Н.А. Миф о любви-страсти во французском романтическом романе. К проблеме изучения. Статья 1 // Ученые записки Орловского государственного университета. 2021. № 1(90). С. 70–75.
4. Маслов Е.С. Время в нарративе: «фабула – сюжет» и «история – дискурс» vs семиотический треугольник // Studia Litterarum. 2023. Т. 8. № 3. С. 10–27.
5. Овчаренко О.А. Сюжет, фабула, композиция // Теория литературы. М.: ИМЛИ РАН, 2011. С. 183–198.
6. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика [1925]. М.: Аспект Пресс, 2002. 334 с.
7. Шестаков В. Катарсис: от Аристотеля до хард-рока // Катарсис. Метаморфозы трагического сознания. СПб.: Алтейя, 2007. С. 8–27.
8. Шеллинг Ф. Философия откровения. Т. 2. СПб.: Наука, 2002. 480 c.
9. Шмид В. Нарратология. М.: Языки славянской культуры, 2003. 312 с.
10. Anikó А. La poétique du vague dans les oeuvres de Chateaubriand. Vers une esthétique comparée. Paris: L’Harmattan, 2008. 228 p.
11. Boulard St. (éd.) “Ego Hugo” // Revue des Sciences Humaines. 2011. N 302. P. 7–10.
12. Cassirer E. An Essay of Man. New Haven: Yale University Press; London: Milford, 1944. 148 p.
13. Ledda S., Pinon E. (dir.) Multiplier l’infini. Étude des Contemplations de Victor Hugo. Mont-Saint-Aignan: Рresses universitaires de Rouen et du Havre, 2016. 234 p. DOI: 10.4000/books.purh.2872
14. Llosa M.V. La Tentation de l’impossible. Victor Hugo et “Les Misérables” / trad.
de l’espagnol. Paris: Gallimard, 2008. 240 p.
15. Maher G.D. (dir.) Tempus in fabula. Topoï de la temporalité narrative dans la fiction d’Ancien Régime. Sainte-Foy: Presses de l’Université Laval, 2006. 246 p.
16. Manning N. L’autorité de l’affect & ses risques rhétoriques: les frontières d’une critique émotionnelle émergente // Acta fabula. 2014. Vol. 15. N 4. URL: http:// www.fabula.org/revue/document8658.php (дата обращения: 11.01.2024).
17. Molinari D. “Les Misérables”, un roman inconnu? Paris: Paris Musées, 2008. 237 p.
18. Patron S. Sur l’épistémologie de la théorie narrative (narratologie et autres théories du récit de fiction) // Les Temps Modernes. 2005. N 635–636. P. 262–285.
19. Val-Zienta D. “Les Misérables”, l’Evangile selon “saint-Hugo”? Paris: L’Harmattan, 2012. 164 p.

Скачать текст статьи