Красавченко Татьяна Николаевна, доктор филологических наук, главный научный сотрудник, Институт научной информации по общественным наукам РАН, Нахимовский проспект, д. 51/21, 117418, Москва, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-5479-7957
В эссе «Заметки об Эдгаре По, Гоголе и Мопассане» (1929) и рассказе «Водяная тюрьма» (1930) наиболее явно проступают экзистенциальный и эстетический векторы творчества Газданова, принадлежавшего к молодому поколению первой волны русской эмиграции. В отличие от писателей старшего поколения, в центре внимания Газданова не Россия, а одинокий человек, волею судьбы и истории изъятый из российского культурного пространства и попавший в чуждый ему мир, в трудную бытийно-бытовую ситуацию культурного пограничья. В эссе Газданов обосновывает «свою традицию» конца 1920-х – начала 1930-х годов, т.е. пишет о своих осознанных эстетических ориентирах, а в рассказе работает «механизм» его подсознательной «генетической литературной памяти» (термин С.Г. Бочарова), основные «тропы» кото- рой проходят по русской литературе (Гоголь, Л. Толстой, Достоевский). Архивные материалы свидетельствуют о том, что попытки использовать поэтику французского сюрреализма оказались неорганичными для Газданова.
литература русского зарубежья; «экзистанс»; эстетика; генетическая память литературы; гротеск; видения и сновидения; сюрреализм; имагология.
15.08.2024
10.09.2024
Красавченко Т.Н. Экзистенциальный и эстетический векторы в ранней прозе Г. Газданова: «Водяная тюрьма» и другие рассказы // Литературоведческий журнал. 2024. № 4(66). С. 119–136.
1. Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Советский писатель, 1963.
364 с.
2. Бочаров С. О кровеносной системе литературы и ее генетической памяти // Бочаров С. Генетическая память литературы. М.: РГГУ, 2012. С. 7–44.
3. Газданов Г. Собрание сочинений: в 5 т. / под общ. ред. Красавченко Т.Н. М.: Эллис Лак, 2009.
4. Диенеш Л. Гайто Газданов. Жизнь и творчество / пер. с англ. Т.К. Салбиева. Владикавказ: Изд-во Сев.-Осет. ин-та гуманитарных исследований, 1995. 304 с.
5. Кабалоти С.М. Поэтика прозы Гайто Газданова 20–30-х годов. СПб.: Петербургский писатель, 1998. 336 с.
6. Камболов Т.Т. Штрихи к портрету Гайто Газданова: письма матери // Дарьял. 2003. № 3(57). С. 54–75.
7. Матвеева Ю.В. «Превращение в любимое»: Художественное мышление Гайто Газданова. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2001. 100 с.
8. Энциклопедический словарь сюрреализма / отв. ред. и сост. Балашова Т.В., Гальцова Е.Д. М.: ИМЛИ РАН, 2007. 584 с.