Максимов Борис Александрович, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник кафедры зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, ул. Моховая, 9, стр. 1, 125009, Москва, Россия.
Задачей статьи было систематизировать типические коллизии позднеромантической «литературы ужасов», выявленные Г.Ф. Лавкрафтом в его писательском дневнике (Commonplace Book) и в «заметках о фантастической прозе», которые крайне редко рассматриваются в контексте нарративистики. Магистральным для викторианской готики Лавкрафт считает сюжет о противоестественном возвращении изолированной от прогрессистского общества, забытой и законсервированной «древности». Катализатором готического сюжета, как правило, становится попытка механически ассимилировать отчужденные реликты. Лавкрафт выделяет несколько сюжетных «формул» воскрешения старины, пагубного для современной цивилизации: (1) активизация бессознательной материи (мертвой плоти, «низших» царств природы, телесных частей и органов, неодушевленного «интерьера»), инвертирующая в конечном итоге иерархию физического и психического начал; (2) рецидивирующие воспоминания, которые в буквальном смысле слова воскрешают историческое или биологическое прошлое; (3) психосоматическая дегенерация и подмена личности (представленная как локальное замещение высших форм низшими, рудиментарными).
готическая проза; сюжет; древность; дегенерация; припоминание.
10.02.2024
15.03.2024
Максимов Б.А. Контуры «готического» сюжета в заметках Г.Ф. Лавкрафта // Литературоведческий журнал. 2024. № 3(65). С. 123–137.
1. Вудард Б. Безумная спекуляция и абсолютный ингуманизм: Лавкрафт, Лиготти и weirding философии // Логос. Т. 29. № 5. 2019. С. 203–218.
2. Головин Е.В. Лавкрафт – исследователь аутсайда. URL: https://golovinfond.ru/ content/lavkraft-issledovatel-autsayda (дата обращения: 01.02.2024).
3. Елисеев Г.А. Лавкрафт. М.: Вече, 2013. 448 с.
4. Зверев A.M. Храм Гекаты // Лавкрафт Г.Ф. Зов Ктулху. М.: Эксмо, 2019. С. 9–22.
5. Лавкрафт Г.Ф. Заметки о сверхъестественной фантастике / пер. А. Черепанова. URL: http://samlib.ru/c/cherepanow_a_j/notesonweirdfiction.shtml (дата обращения: 04.01.2024).
6. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1986. 367 с.
7. Салин А.С. От феноменологии ужаса к феноменологии тревоги: Бибихин, Хайдеггер и преодоление коррекционизма // Логос. 2019. Т. 29. № 5. С. 151–176.
8. Тригг Д. Нечто. Феноменология ужаса. Пермь: Hyle Press, 2017. 167 с.
9. Уэльбек М. Г.Ф. Лавкрафт: против человечества, против прогресса. Екатеринбург: У-Фактория, 2006. 136 с.
10. Хапаева Д.Р. Кошмар: литература и жизнь. М.: Текст, 2010. 365 с.
11. Харман Г. Weird-реализм: Лавкрафт и философия. Пермь: Гиле Пресс, 2020. 251 с.
12. Burger A. Gazing Upon “The Daemons of Unplumbed Space” with H.P. Lovecraft and Stephen King: Theorizing Horror and Cosmic Terror // New Directions in Supernatural Horror Literature. The Critical Influence of H.P. Lovecraft / ed. by S. Moreland. Ottawa: Palgrave Macmillan, 2018. P. 77–98.
13. Joshi S.T. A Subtler Magick: The Writings and Philosophy of H.P. Lovecraft. Gillette: Wildside Press, 1996. 312 p.
14. Lovecraft H.P. Commonplace Book. URL: https://lovecraft.fandom.com/wiki/Commonplace_Book (дата обращения: 01.03.2024).
15. Punter D. The Literature of Terrore. Vol. 2: The Modern Gothic. London and New York: Routledge, 2014. 233 p.
16. Rottensteiner F. Lovecraft as Philosopher // Science Fiction Studies. 1992. Vol. 19. N 1. P. 117–121.
17. Simmons D. “A Certain Resemblance”: Abject Hybridity in H.P. Lovecraft’s Short Fiction // New Critical Essays on H.P. Lovecraft / ed. by D. Simmons. New York: Palgrave Macmillan, 2013. P. 17–30.