Институт научной информации по
общественным наукам Российской академии наук
ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЙ
ЖУРНАЛ
Периодическое рецензируемое научное издание

ГОТИЧЕСКИЙ ХОРРОР КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ РОМАНТИЧЕСКОЙ ИРОНИИ Г. ФОН КЛЕЙСТА

ФИНОГЕНОВ В.А.

Финогенов Виктор Анатольевич, младший научный сотрудник, Институт научной информации по общественным наукам РАН, Нахимовский проспект, 51/21, 117418, Москва, Россия.

Аннотация

В статье рассматриваются готические мотивы у Г. фон Клейста, проявляющие себя как на внутреннем, так и внешнем уровне. Характерный для готики взгляд на мир как пространство хаоса, где происходит ряд случайных катастрофических событий, перед лицом которых человек цепенеет от ужаса, становится одним из неизменных мотивов всего творчества писателя. Заимствовав многие образы из произведений готического направления, в первую очередь «Монаха» М.Г. Льюиса, Клейст гиперболизирует их и использует в пародийном ключе. Готическая эстетика у Клейста прочно связана с иронией и черным юмором, которые позволяют автору занять отстраненную игровую позицию в отношении своих произведений и читателя; это идеологически сближает Клейста с йенским романтизмом.

Ключевые слова

Г. фон Клейст; М.Г. Льюис; готика; трагедия; хоррор; ужасы; романтизм; пародия; романтическая ирония.

Получено

20.04.2024

Принято к печати

15.05.2024

Для цитирования

Финогенов В.А. Готический хоррор как составляющая романтической иронии Г. фон Клейста // Литературоведческий журнал. 2024. № 3(65). С. 37–55.

DOI: 10.31249/litzhur/2024.65.03

Библиография

1. Карельский А.В. Драма немецкого романтизма. Москва: Медиум, 1992. 336 с.
2. Клейст Г. фон. Драмы. Новеллы. Москва: Художественная литература, 1969. 622 с.
3. Немецкая романтическая повесть: в 2 т. Т. 2. М.; Л.: Academia, 1935. 493 с.
4. Черданцева И.В. Ирония: от понятия к методу философствования, или До чего доводят философов насмешки: курс лекций. Екатеринбург: Банк культурной информации, 1999. 166 с.
5. Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика: в 2 т. Т. 1. М.: Искусство, 1983. 479 с.
6. Kleist H. von. Das Käthchen von Heilbronn oder die Feuerprobe: ein großes historisches Ritterschauspiel. Berlin: Realschulbuchhandlung, 1810. 198 S.
7. Kleist H. von. Die Familie Schroffenstein. Bern, Zürich: Heinrich Gessne, 1803. 265 S.
8. Bridgewater P. Kleist and Gothic // Oxford German Studies. Vol. 39. N 1. 2010. P. 30–53.
9. Crawford H., Worley L.K. The German Gothic: Introduction // Colloquia Germanica. Vol. 42. N 1. 2009. P. 1–3.
10. Frank F.S. The Gothic Vathek: the Problem of Genre Resolved // Vathek & The Escape from Time: Bicentenary Revaluations. New York: AMS Press, 1990. P. 157–172.
11. Guthke K.S. Englische Vorromantik und Deutscher Sturm und Drang. Göttingen: Vandenhoek & Ruprecht, 1958. 231 S.
12. Hamburger M. Reason and Energy. London: Routledge & Kegan Paul, 1957. 322 p.
13. Jansen P.K. “Monk” Lewis’ und Heinrich von Kleist // Kleist-Jahrbuch. 1984.
S. 25–54.
14. Niehaus M. Das Bettelweib von Locarno. Vorschlag für eine neue Nutzung eines Lesebuchtextes // Der Deutschunterricht. N 5. 2008. S. 80–88.
15. Peck L.F. An Adaptation of Kleist’s “Die Familie Schroffenstein” // The Journal of English and Germanic Philology. Vol. 44. N 1. 1945. P. 9–11.
16. Selbmann R. Das Bettelweib von Locarno. Schuld und Sühne? // Kleist-Jahrbuch. 2013. S. 280–291.

Скачать текст статьи