Пахсарьян Наталья Тиграновна, доктор филологических наук, профессор кафедры истории зарубежной литературы филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, Ленинские горы, 1, 119991, Москва, Россия; ведущий научный сотрудник отдела литературоведения ИНИОН РАН, Нахимовский проспект, 51/21, 117418, Москва, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-1292-9883
Исследование выполнено в ИНИОН РАН при финансовой поддержке Российского научного фонда (РНФ), проект № 23-28-01727 «У истоков современного жанра хоррора: топос страха в готической литературе Великобритании и Франции». https://rscf.ru/project/23-28-01727 Во французском романтизме наряду с концепцией писателя-гения, выражающего свой внутренний мир в художественном слове, развивалось представление о необходимости учитывать вкус читателей, стремиться к популярности, что вызывало критику «промышленной литературы» (Ш. Сент-Бёв). Между тем именно в русле беллетристики прежде всего шло развитие французской «неистовой» прозы конца 1820-х – 1830-х годов. Ориентируясь на английский готический роман, на французский «черный роман» рубежа XVIII–XIX вв., осваивая и присваивая топосы этих произведений, авторы «френетических» сочинений – прежде всего члены «Молодой Франции», – тем не менее трансформировали готическую традицию, обратившись к описанию современных событий, отказавшись от изображения сверхъестественного, фантастического, усилив мотивы и образы жестокого насилия, наделив персонажейзлодеев инфернальным смехом, развивая формы «черного юмора». Таким образом протягивается линия преемственности между «неистовыми» романами XIX столетия и современной литературой «хоррора».
готическая традиция; «неистовые» романы; страх; черный юмор; литература «хоррора».
15.05.2024
10.06.2024
Пахсарьян Н.Т. Своеобразие готических мотивов во французских «неистовых» романах // Литературоведческий журнал. 2024. № 3(65). С. 9–23.
1. Бальзак О. де. Прощенный Мельмот // Infernaliana. Французская готическая проза XVIII–XIX веков. М.: Ладомир, 1990. С. 259–290.
2. Борель П. Шампавер. Безнравственные рассказы. М.: Наука, 1971. 208 с.
3. Готье Т. Онуфриус // Infernaliana. Французская готическая проза XVIII–XIX веков. М.: Ладомир, 1990. С. 379–400.
4. Гюго В. Ган Исландец. Бюг Жаргаль. М.: Ладомир-Наука, 2013. 708 с.
5. Гюго В. Последний день приговоренного к смерти. М.: АСТ, 2020. 320 с.
6. Жанен Ж. Мертвый осел и гильотинированная женщина. М.: Ладомир-Наука, 1996. 359 с.
7. Зенкин С. Французская готика: в сумерках наступающей эпохи //Infernaliana. Французская готическая проза XVIII–XIX веков. М.: Ладомир, 1990. С. 5–24.
8. Мойсик Н.Г. Страх как объект эстетической рефлексии в пародиях на готический роман // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. 2015. № 2. С. 17–25.
9. Сент-Бёв Ш. Меркантилизм в литературе // Сент-Бёв Ш. Литературные портреты. Критические очерки. М.: Художественная литература, 1970. С. 212–233.
10. Соколова Т.В. В духе и стиле «неистового романтизма»: роман Петрюса Бореля «Мадам Потифар» // Борель П. Мадам Потифар. М.: Ладомир-Наука, 2019. С. 427–478.
11. Чекалов К.А. Александр Дюма и готический роман (К 150-летию со дня смерти писателя) // Вестник Костромского государственного университета. 2020. Т. 26. № 3. С. 134–140.
12. Baudry M. Roman et surréalisme: histoire d’un (mauvais) genre // Itinéraire. 2012. N 1. P. 109–122.
13. Bray R. Chronologie du romantisme: 1804–1830. Paris: Boivin, 1932. 240 p.
14. Dictionnaire des littératures de langue française, XIXe siècle. Paris: Albin Michel, 1998. 837 p.
15. Dumas A. Pauline / ed. annotée et préfacée par Anne-Marie Callet-Bianco. Paris: Gallimard, 2006. 517 p.
16. Duprat A. Le gothique et le roman // Romanesques noirs 1750–1850. Paris: Classiques Garnier, 2018. P. 73–87.
17. Durot-Boucé E. Conclusion // Durot-Boucé E. Le Lierre et la chauve-souris: Réveils gothiques. Emergence du roman noir anglais (1764–1824). Paris: Presses Sorbonne Nouvelle, 2004. P. 235–251.
18. Durot-Boucé E. Parodie, burlesque, pastiche: décadence du genre «gothique» dès la fin du XVIIIe siècle? // Bulletin de la société d’études anglo-américaines des XVIIe et XVIIIe siècles. 2004. N 58. P. 199–215.
19. Durot-Boucé E. Spectres des Lumières: du frissonnement au frisson. Mutations gothiques du XVIIIe au XXIe siècle. Paris: Publibook, 2008. 202 p.
20. Friedemann J. De Melmoth à Gwinplaine: aspects du rire noir romantique // Littératures. 1990. N 22. P. 65–81.
21. Frycer J. La prose frénétique dans la littérature française // Etudes romanes de Brno. 1990. Vol. 20. Iss. 1. P. 9–22.
22. Glinoer A. La littérature frénétique. Paris: PUF, 2009. 275 p.
23. Hommage à Maurice Lévy // Anglophonia. French Journal of English Studies. 2012. N 31. P. 267–315.
24. Karoui J., Aussenac-Gilles N., Benamara F., Belguith L. Le langage figuratif dans le web social: cas de l’ironie et du sarcasme // Workshop Fouille d’opinion dans le Web social. Grenoble, Lyon: Laboratoire ERIC, 2014. P. 1–6.
25. Killen A.M. Le Roman terrifiant ou Roman noir de Walpole à Anne Radcliffe et leur influence sur la littérature française jusqu’en 1840. Paris: Honoré Champion, 1924. 250 p.
26. Massonaud D. Le Melmoth réconcilié de Balzac: une étape dans l’élaboration d’une poétique neuve // Romanesques. Revue du CERLL. 2018. N 10. P. 267–290.
27. Milner M., Pichois Cl. Histoire de la littérature française. De Chateaubriand à Baudelaire. Paris: Flammarion, 1996. 447 p.
28. Pézard E. Melmoth à la banque: la réécriture ironique du roman noir dans Melmoth réconcilié de Balzac // L’argent et le rire noir / ed. Par Florence Fix et Marie-Ange Fougère. Paris: PU de Rennes, 2012. P. 21–34.
29. Pézard E. Un genre fondé sur le «goût de l’atroce». Le romantisme frénétique // Fabula. Les coloques. Les genres littéraires, les genres cinématografiques et leur émotions. 2017. URL: https://www.fabula.org/colloques/document4094.php (дата обращения: 03.03.2024).
30. Pigoreau N.-A. Bibliographie biographico-romancière. Paris: Pigoreau, 1821. 354 p.
31. Prungnaud J. Gothique et décadence. Paris: Champion, 1997. 504 р.