Институт научной информации по
общественным наукам Российской академии наук
ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЙ
ЖУРНАЛ
Периодическое рецензируемое научное издание

СВОЕОБРАЗИЕ ГОТИЧЕСКИХ МОТИВОВ ВО ФРАНЦУЗСКИХ «НЕИСТОВЫХ» РОМАНАХ

ПАХСАРЬЯН Н.Т.

Пахсарьян Наталья Тиграновна, доктор филологических наук, профессор кафедры истории зарубежной литературы филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, Ленинские горы, 1, 119991, Москва, Россия; ведущий научный сотрудник отдела литературоведения ИНИОН РАН, Нахимовский проспект, 51/21, 117418, Москва, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-1292-9883

Аннотация

Исследование выполнено в ИНИОН РАН при финансовой поддержке Российского научного фонда (РНФ), проект № 23-28-01727 «У истоков современного жанра хоррора: топос страха в готической литературе Великобритании и Франции». https://rscf.ru/project/23-28-01727 Во французском романтизме наряду с концепцией писателя-гения, выражающего свой внутренний мир в художественном слове, развивалось представление о необходимости учитывать вкус читателей, стремиться к популярности, что вызывало критику «промышленной литературы» (Ш. Сент-Бёв). Между тем именно в русле беллетристики прежде всего шло развитие французской «неистовой» прозы конца 1820-х – 1830-х годов. Ориентируясь на английский готический роман, на французский «черный роман» рубежа XVIII–XIX вв., осваивая и присваивая топосы этих произведений, авторы «френетических» сочинений – прежде всего члены «Молодой Франции», – тем не менее трансформировали готическую традицию, обратившись к описанию современных событий, отказавшись от изображения сверхъестественного, фантастического, усилив мотивы и образы жестокого насилия, наделив персонажейзлодеев инфернальным смехом, развивая формы «черного юмора». Таким образом протягивается линия преемственности между «неистовыми» романами XIX столетия и современной литературой «хоррора».

Ключевые слова

готическая традиция; «неистовые» романы; страх; черный юмор; литература «хоррора».

Получено

15.05.2024

Принято к печати

10.06.2024

Для цитирования

Пахсарьян Н.Т. Своеобразие готических мотивов во французских «неистовых» романах // Литературоведческий журнал. 2024. № 3(65). С. 9–23.

DOI: 10.31249/litzhur/2024.65.01

Библиография

1. Бальзак О. де. Прощенный Мельмот // Infernaliana. Французская готическая проза XVIII–XIX веков. М.: Ладомир, 1990. С. 259–290.
2. Борель П. Шампавер. Безнравственные рассказы. М.: Наука, 1971. 208 с.
3. Готье Т. Онуфриус // Infernaliana. Французская готическая проза XVIII–XIX веков. М.: Ладомир, 1990. С. 379–400.
4. Гюго В. Ган Исландец. Бюг Жаргаль. М.: Ладомир-Наука, 2013. 708 с.
5. Гюго В. Последний день приговоренного к смерти. М.: АСТ, 2020. 320 с.
6. Жанен Ж. Мертвый осел и гильотинированная женщина. М.: Ладомир-Наука, 1996. 359 с.
7. Зенкин С. Французская готика: в сумерках наступающей эпохи //Infernaliana. Французская готическая проза XVIII–XIX веков. М.: Ладомир, 1990. С. 5–24.
8. Мойсик Н.Г. Страх как объект эстетической рефлексии в пародиях на готический роман // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. 2015. № 2. С. 17–25.
9. Сент-Бёв Ш. Меркантилизм в литературе // Сент-Бёв Ш. Литературные портреты. Критические очерки. М.: Художественная литература, 1970. С. 212–233.
10. Соколова Т.В. В духе и стиле «неистового романтизма»: роман Петрюса Бореля «Мадам Потифар» // Борель П. Мадам Потифар. М.: Ладомир-Наука, 2019. С. 427–478.
11. Чекалов К.А. Александр Дюма и готический роман (К 150-летию со дня смерти писателя) // Вестник Костромского государственного университета. 2020. Т. 26. № 3. С. 134–140.
12. Baudry M. Roman et surréalisme: histoire d’un (mauvais) genre // Itinéraire. 2012. N 1. P. 109–122.
13. Bray R. Chronologie du romantisme: 1804–1830. Paris: Boivin, 1932. 240 p.
14. Dictionnaire des littératures de langue française, XIXe siècle. Paris: Albin Michel, 1998. 837 p.
15. Dumas A. Pauline / ed. annotée et préfacée par Anne-Marie Callet-Bianco. Paris: Gallimard, 2006. 517 p.
16. Duprat A. Le gothique et le roman // Romanesques noirs 1750–1850. Paris: Classiques Garnier, 2018. P. 73–87.
17. Durot-Boucé E. Conclusion // Durot-Boucé E. Le Lierre et la chauve-souris: Réveils gothiques. Emergence du roman noir anglais (1764–1824). Paris: Presses Sorbonne Nouvelle, 2004. P. 235–251.
18. Durot-Boucé E. Parodie, burlesque, pastiche: décadence du genre «gothique» dès la fin du XVIIIe siècle? // Bulletin de la société d’études anglo-américaines des XVIIe et XVIIIe siècles. 2004. N 58. P. 199–215.
19. Durot-Boucé E. Spectres des Lumières: du frissonnement au frisson. Mutations gothiques du XVIIIe au XXIe siècle. Paris: Publibook, 2008. 202 p.
20. Friedemann J. De Melmoth à Gwinplaine: aspects du rire noir romantique // Littératures. 1990. N 22. P. 65–81.
21. Frycer J. La prose frénétique dans la littérature française // Etudes romanes de Brno. 1990. Vol. 20. Iss. 1. P. 9–22.
22. Glinoer A. La littérature frénétique. Paris: PUF, 2009. 275 p.
23. Hommage à Maurice Lévy // Anglophonia. French Journal of English Studies. 2012. N 31. P. 267–315.
24. Karoui J., Aussenac-Gilles N., Benamara F., Belguith L. Le langage figuratif dans le web social: cas de l’ironie et du sarcasme // Workshop Fouille d’opinion dans le Web social. Grenoble, Lyon: Laboratoire ERIC, 2014. P. 1–6.
25. Killen A.M. Le Roman terrifiant ou Roman noir de Walpole à Anne Radcliffe et leur influence sur la littérature française jusqu’en 1840. Paris: Honoré Champion, 1924. 250 p.
26. Massonaud D. Le Melmoth réconcilié de Balzac: une étape dans l’élaboration d’une poétique neuve // Romanesques. Revue du CERLL. 2018. N 10. P. 267–290.
27. Milner M., Pichois Cl. Histoire de la littérature française. De Chateaubriand à Baudelaire. Paris: Flammarion, 1996. 447 p.
28. Pézard E. Melmoth à la banque: la réécriture ironique du roman noir dans Melmoth réconcilié de Balzac // L’argent et le rire noir / ed. Par Florence Fix et Marie-Ange Fougère. Paris: PU de Rennes, 2012. P. 21–34.
29. Pézard E. Un genre fondé sur le «goût de l’atroce». Le romantisme frénétique // Fabula. Les coloques. Les genres littéraires, les genres cinématografiques et leur émotions. 2017. URL: https://www.fabula.org/colloques/document4094.php (дата обращения: 03.03.2024).
30. Pigoreau N.-A. Bibliographie biographico-romancière. Paris: Pigoreau, 1821. 354 p.
31. Prungnaud J. Gothique et décadence. Paris: Champion, 1997. 504 р.

Скачать текст статьи