Институт научной информации по
общественным наукам Российской академии наук
ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЙ
ЖУРНАЛ
Периодическое рецензируемое научное издание

«НАВОДЯЩЕЕ УЖАС ДВИЖЕНИЕ»: ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ ОБРАЗА ПТИЦЫ-ТРОЙКИ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ И КРИТИКЕ

Душенко К.В.

Душенко Константин Васильевич, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела культурологии ИНИОН РАН, Нахимовский проспект, д. 51/21, 117418, Москва, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-7708-1505

Аннотация

Лирическое отступление «Мертвых душ» о птицетройке – одна из двух центральных метафор России и путей русской истории, наряду с образом пушкинского Медного Всадника. Однако неоднозначность этого образа долгое время оставалась на периферии общественного сознания. Пугающие, демонические обертоны гоголевского творчества вообще и фрагмента о птице-тройке в частности на пер- вый план выдвинули мыслители Серебряного века (Д. Мережковский, Е. Трубецкой, В. Розанов и др.). На фоне революционных потрясений 1905–1907 гг. гоголевская метафора читалась уже не как дифирамб, а как грозное мистическое пророчество. С конца 1930-х годов птица-тройка становится частью официальной советской культуры, а полемика с гоголевским образом была, в сущности, полемикой с его официозно-патриотическим истолкованием. Предметом специального рассмотрения лирические отступления 11-й главы «Мертвых душ» стали лишь в конце XX в. В частности, М. Вайскопф поместил их в идеологический контекст эпохи, а М. Эпштейн сопоставил с колдовскими, «ведьминскими» мотивами более ранних сочинений Гоголя.

Ключевые слова

литературные пророчества; амбивалентные образы; русская историософия; Н.В. Гоголь; Д. Мережковский.

Получено

20.02.2024

Принято к печати

10.03.2024

Для цитирования

Душенко К.В. «Наводящее ужас движение»: переосмысление образа птицы-тройки в русской литературе и критике // Литературоведческий журнал. 2024. № 2(64). С. 136–156.

DOI: 10.31249/litzhur/2024.64.07

Библиография


1. Аксаков К.С. Эстетика и литературная критика. М.: Искусство, 1995. 525 с.
2. Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова: Литературные цитаты. Образные выражения. 2-е, доп. изд. М.: Художественная литература, 1960. 752 с.
3. Белинков А. Юрий Олеша: Сдача и гибель советского интеллигента. Мадрид: Ediciones Castilla, 1976. 686 с.
4. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений: в 13 т. М.: Гос. изд-во художественной литературы. 1955. Т. 6. 799 с.
5. Белый А. Стихотворения и поэмы. Л.: Советский писатель, 1966. 668 с.
6. Белый А. Мастерство Гоголя: Исследование. М.; Л.: Гос. изд-во художественной литературы, 1934. XVI, 324 с.
7. Вайскопф М. Птица тройка и колесница души: Платон и Гоголь // Вайскопф М. Птица тройка и колесница души: Работы 1978–2003 годов. М.: Новое литературное обозрение, 2003. С. 197–218.
8. Виленский Вл. (Сибиряков). Октябрьская Россия // Известия. 1923. 7 нояб. С. 2.
9. Войтинская О. О псевдонародности // Литературная газета. 1938. 27 янв. С. 4.
10. Галич Л. Апофеоз равнодушия // Новое русское слово. 1946. 8 июля. С. 2–3.
11. Гиппиус В. Гоголь // Гиппиус В. Гоголь; Зеньковский В. Н.В. Гоголь. СПб.: Logos, 1994. С. 9188.
12. Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений: в 14 т. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1951. Т. 6. 924 с.
13. Гоголь. Pro et contra: личность и творчество Н.В. Гоголя в оценке русских писателей, критиков, философов, исследователей: Антология. СПб.: Изд-во Русской христианской гуманитарной академии, 2009. Т. 1. 1037 с.
14. Гроссман В. Всё течет… Франкфурт-на-Майне: Посев, 1970. 207 с.
15. Данилов М. Земля строится // Труд. 1931. 16 марта. С. 1.
16. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений: в 30 т. Л.: Наука, 1972. Т.15. 624 с.
17. Есаулов И.А. Русская классика: новое понимание. СПб.: Алетейя, 2012. 447 с.
18. Зеленский К. Вопросы построения истории советской литературы // Литературный критик. 1935. № 12. С. 5–34.
19. Квятковский К. «Лихач» // Гудок. 1931. 25 сент. С. 4.
20. Кожинов Н. «Террор среды», или Куда ведет нетерпимость // Правда. 1991. 17 окт. С. 3.
21. Кошелев В.А. «По всем по трем…»: об истоках поэтического образа тройки // Русская речь. 1998. № 1. С. 3–10.
22. Кошелев В.А. «Время колокольчиков»: литературная история символа // Русская рок-поэзия: текс и контекст. Тверь, 2000. Вып. 3. С. 142–161.
23. Кригер Е. Могучая натура // Известия. 1938. 16 дек. С. 3.
24. Луговской В.А. Беседа с молодыми [писателями и поэтами] // Молодая гвардия. М., 1935. № 8. С. 184–187.
25. Мережковский Д.С. В тихом омуте: статьи и исследования разных лет. М.: Советский писатель, 1991. 489 с.
26. Мочульский К. Духовный путь Гоголя. Paris: Ymca press, 1934. 147 с.
27. Овсянико-Куликовский Д.H. Литературно-критические работы: в 2 т. М.: Художественная литература, 1989. Т. 1. 541 с.
28. Олеша Ю. Книга прощания. М.: Вагриус, 1999. 479 с.
29. Писемский А.Ф. Собрание сочинений: в 9 т. М.: Правда, 1959. Т. 9. 643 с.
30. Розанов В.В. О себе и жизни своей. М.: Московский рабочий, 1990. 875 с.
31. Сазонова Л.И. Литературная генеалогия гоголевской птицы-тройки // Поэтика русской литературы. К 70-летию Ю.В. Манна: сборник статей. М.: РГГУ, 2001. С. 161–183.
32. Сазонова Л.И. Русь – птица-тройка Гоголя: сакральные основания национальной мифологемы и ее отражения в литературе // Сазонова Л.И. Память культуры. Наследие Средневековья и барокко в русской литературе. М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2012. С. 249–292.
33. Скачко Ан. Закон законов (из хроники 1919 г.) // Красная новь. 1928. № 9. С. 77–123.
34. Соллогуб В.А. Тарантас: путевые впечатления. М.: Гос. изд-во художественной литературы, 1955. 148 с.
35. Устрялов Н.В. Под знаком революции. 2-е изд., пересм. и доп. Харбин: тип. «Полиграф», 1927. 415 с.
36. Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. Сочинения: в 18 т. М.: Наука, 1980. Т. 17. 528 с.
37. Шкловский В.Б. Повести о прозе: размышления и разборы: в 2 т. М.: Художественная литература, 1966. Т. 2. 463 с.
38. Шкловский В. «Портрет» и социалистический реализм // Литературная газета. 1935. 15 окт. (№ 57). С. 4.
39. Шукшин В.М. Собрание сочинений: в 6 т. М.: Молодая гвардия, 1992. Т. 3. 606 с.
40. Эпштейн М. Бессилие добра и другие парадоксы этики // Звезда. 2017. № 11. С. 238–247.
41. Эпштейн М. Родина-ведьма. Ирония стиля у Н. Гоголя // Эпштейн М. Ирония идеала: Парадоксы русской литературы. М.: Новое литературное обозрение, 2015. С. 52–77.

Скачать текст статьи