Чевтаев Аркадий Александрович, кандидат филологических наук, доцент кафедры отечественной филологии и русского языка как иностранного, Российский государственный гидрометеорологический университет, ул. Воронежская, 79, 192007, Санкт-Петербург, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-6844-8560 ; E-mail: achevtaev@yandex.ru
Статья посвящена рассмотрению поэтики стихотворения Н. Гумилёва «Под рукой уверенной поэта…» (1908). Данный текст, не публиковавшийся при жизни поэта, соотносится с гумилёвскими творческими исканиями в период работы над книгой стихов «Жемчуга» (1910) и представляет собой диалогическое восприятие Н. Гумилёвым символистских представлений В. Брюсова. Целью работы является выявление посредством структурно-семиотического и мифопоэтического методов репрезентируемой в данном стихотворении художественной аксиологии Н. Гумилёва, формирующейся в процессе смыслового диалога с брюсовской поэтикой. Анализ текста показывает, что в его балладно-нарративной структуре концептуализируется конфликт между мужским и женским началами. Образы «поэта», «царицы» и «раба», являющиеся персонажами лирического повествования и восходящие к балладе В. Брюсова «Раб» (1900), проецируются на сюжетную модель брюсовского стихотворения, однако продуцируют иную систему ценностей. Если в поэтическом мире В. Брюсова на первый план выдвигаются любовная страсть человека («раба») и порождаемый ею жертвенный земной путь, то в восприятии Н. Гумилёва первостепенным оказывается поэтическое искусство, воспевающее такую страсть и обреченное на возвышенные муки. Делается вывод, что «поэт» в гумилёвской мифологии силой творчества способен преобразовывать бытие, и его онтологический опыт оказывается более реальным и существенным, нежели эмпирическая действительность.
В. Брюсов; Н. Гумилёв; лирический нарратив; миф о поэте; поэтика баллады; роковая женственность.
15.04.2023
12.05.2023
Чевтаев А.А. Стихотворение Н. Гумилёва «Под рукой уверенной поэта…»: диалог с В. Брюсовым и художественная ак- сиология // Литературоведческий журнал. 2023. № 3(61). С. 83–105. DOI: 10.31249/litzhur/2023.61.06
1. Бабичева Ю.В. В. Брюсов и Н. Гумилёв: взаимопритяжения и взаимоотталки-
вания // Валерий Брюсов: Проблемы творчества. Ставрополь: СГПИ, 1989.
С. 60–69.
2. Бобрицких Л.Я. Сюжетно-композиционные особенности баллад Н. Гумилёва // Филологические записки. Воронеж: ВГУ, 2001. Вып. 17. С. 252–259.
3. Богомолов Н.А. Примечания // Гумилёв Н.С. Сочинения: в 3 т. Т. 1. Стихотворения. Поэмы. М.: Художественная литература, 1991. С. 477–577.
4. Брюсов В.Я. Собрание сочинений: в 7 т. Т. 1. Стихотворения. Поэмы. 1892–1909.
М.: Художественная литература, 1973. 672 с.
5. Верник О.А. Поэзия Н.С. Гумилёва в контексте литературы Серебряного века. Луганск: Альма-матер, 2007. 247 с.
6. Горюцкая Н.В. Эрос и Танатос в мортальной лирике Валерия Брюсова // Известия высших учебных заведений. Серия «Гуманитарные науки». 2012. Т. 3. № 1. С. 54–58.
7. Гумилёв Н.С. Полное собрание сочинений: в 10 т. Т. 1. Стихотворения. Поэмы (1902–1910). М.: Воскресенье, 1998. 502 с.
8. Кирло Х. Словарь символов. 1000 статей о важнейших понятиях религии, литературы, архитектуры, истории. М.: Центрполиграф, 2010. 525 с.
9. Кихней Л.Г. Акмеизм: миропонимание и поэтика. М.: МАКС-пресс, 2001. 183 с.
10. Кихней Л.Г., Купцова М.Ю. Лирика раннего Н. Гумилёва как имплицитная имиджевая стратегия // Россия в мире: проблемы и перспективы развития международного сотрудничества в гуманитарной и социальной сфере. М.; Пенза: ПГТУ, 2022. С. 113–124.
11. Клинг О.А. Влияние символизма на постсимволистскую поэзию в России 1910-х годов: проблемы поэтики. М.: Дом-музей Марины Цветаевой, 2010. 356 с.
12. Крупнова А. Валерий Брюсов в раннем творчестве Николая Гумилёва (1903–1912 гг.) // Русская филология. 25. Tartu: Tartu University Press, 2014. С. 133–139.
13. Куликова Е.Ю. Сюжетно-мотивные комплексы баллады акмеизма // Вестник Удмуртского университета. Серия: История и филология. 2021. Т. 31. № 3. С. 551–563. DOI: 10.35634/2412–9534–2021–31–3-551–563
14. Купер Дж. Энциклопедия символов. М.: Золотой век, 1995. 402 с.
15. Магомедова Д.М. Баллада // Теория литературных жанров. М.: Академия, 2011. С. 125–128.
16. Письма Н.С. Гумилёва. Первый период: 1906–1908. Вхождение в литературу // Степанов Е.Е. Летопись жизни Николая Гумилёва на фоне его полного эпистолярного наследия. 1886–1921 (Том 1. Часть 1: 1886–1908; Часть 2: 1909–1913). М.: Издательский центр «Азбуковник», 2019. С. 64–416.
17. Слободнюк С.Л. Н.С. Гумилёв: Проблемы мировоззрения и поэтики. Душанбе: Сино, 1992. 181 с.
18. Смелова М.В. Онтологические проблемы в творчестве Н.С. Гумилева. Тверь: ТГУ, 2004. 126 с.
19. Соколова Д.В. Мотив пути в сборниках «Шедевры» В.Я. Брюсова и «Жемчуга» Н.С. Гумилёва // Брюсовские чтения 2002 года. Ереван: Лингва, 2004. С. 310–316.
20. Сотова Т.О. Античные образы в поэтическом сборнике Н.С. Гумилёва «Романтические цветы» (1908) // Ученые записки Новгородского государственного университета. 2021. № 3(36). С. 299–302. DOI: 10.34680/2411–7951.2021.3(36).299–302
21. Тарантул Ю.В. Сонеты В.Я. Брюсова и Н.С. Гумилёва о Дон Жуане: сравнительно-реконструктивная характеристика // Брюсовские чтения 1996 года. Ереван: Лингва, 2001. С. 283–291.
22. Тюпа В.И. Дискурс / Жанр. М.: Intrada, 2013. 211 с.
23. Ханзен-Лёве А. Русский символизм. Система поэтических мотивов. Ранний символизм. СПб.: Академический проект, 1999. 512 с.
24. Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве / пер. с англ. А.Е. Майкапара. М.: КРОН-ПРЕСС, 1996. 656 с.
25. Чабан А.А. Н.С. Гумилёв – критик поэтов-символистов: динамика оценок и эволюция критического языка. Tartu: Tartu University Press, 2018. 183 c.
26. Шмид В. Нарратология. М.: Языки славянской культуры, 2003. 312 с.