Николаева Евгения Григорьевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры литературы и лингвистики Московского государственного института культуры, ул. Библиотечная, 7, 141406, г. Химки, Московская обл., Россия. E-mail: genneum@mail.ru
В статье анализируется художественная функция двух как бы незначительных, «необязательных» персонажей пьесы Чехова «Три сестры», почти завершающих список действующих лиц, – подпоручиков Федотика и Родэ – в связи с поэтической (ритмической) организацией драматургического материала («резонирующее пространство», по определению В.Б. Катаева). Анализ неопровержимо свидетельствует, что это не просто «натуралистические мухи» (К.Н. Леонтьев), призванные повысить уровень достоверности изображаемого, а персонажи, рифмующиеся с болевыми точками, нервными узлами пьесы (сквозные мотивы необратимости жизненного потока – обреченности попыток вернуть потерянный рай, памяти-забвения, встречи-расставания).
драма; «Три сестры»; «случайностность»; поэтическая организация; ритм; «резонирующее пространство».
17.05.2023
12.06.2023
Николаева Е.Г. «Лишние» персонажи в пьесе Чехова «Три сестры» // Литературоведческий журнал. 2023. № 3(61). С. 71–82. DOI: 10.31249/litzhur/2023.61.05
1. Буткевич М.М. К игровому театру: лирический трактат. М.: ГИТИС, 2005. 702 с.
2. Бушканец Л.Е. «Три сестры» и «чеховщина» в русском обществе начала ХХ века // Чеховиана. «Три сестры» – 100 лет. М.: Наука, 2002. С. 305–316.
3. Бычкова М.Б. Семантика внесценического компонента в пьесах Чехова и Вампилова (пожар в «Трех сестрах» и «Старшем сыне») // Чеховиана. «Три сестры» – 100 лет. М.: Наука, С. 136–142.
4. Зингерман Б.И. Театр Чехова и его мировое значение. М.: Наука, 1988. 382 с.
5. Катаев В.Б. Буревестник Солёный и драматические рифмы в «Трех сестрах» // Чеховиана. «Три сестры» – 100 лет. М.: Наука, 2002. С. 120–128.
6. Лапушин Р.Е. «…Чтобы начать нашу жизнь снова» (экзистенциальная и поэтическая перспективы в «Трех сестрах») // Чеховиана. «Три сестры» – 100 лет. М.: Наука, 2002. С. 19–32.
7. Николаева Е.Г. О поэтике драматургии Чехова («бесконечный лабиринт сцеплений»): учеб. пособие. М.: МГИК, 2016. 108 с.
8. Николаева Е. «Три сестры» и тридцать три березы. О премьере в СТИ Сергея Женовача (заметки филолога) // Сцена. 2018. № 3. С. 12–17.
9. Одарченко К.Ф. <Ченко>. Три драмы А.П. Чехова // Новое время. 1901. 27 марта, № 9008. С. 2–3.
10. Топоров В.Н. Пушкин и Проперций. О «резонантном» пространстве литературы // Colloquia classica et Indo-Europeica. – Классическая филология и индо-европейское языкознание. СПб.: Алетейя, 2000. С. 292–315.
11. Чудаков А.П. Поэтика Чехова. Мир Чехова: возникновение и утверждение. СПб.: Азбука-Аттикус; Азбука, 2016. 701 с.