Институт научной информации по
общественным наукам Российской академии наук
ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЙ
ЖУРНАЛ
Периодическое рецензируемое научное издание

ИРОНИЧЕСКИЕ ПАРАДОКСЫ В «ГЕРОЕ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»

Ранчин А.М.

Ранчин Андрей Михайлович, доктор филологических наук, профессор кафедры истории русской литературы филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, 1-й корпус гуманитарных факультетов, МГУ им. М.В. Ломоносова, Ленинские горы, ГСП-1, 119991, Москва, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-0414-5106 E-mail: aranchin@mail.ru

Аннотация

Предметом анализа в настоящей статье являются нарративные парадоксы поэтики романа «Герой нашего времени», проявляющиеся в его коммуникативной структуре. Между оценками Печорина в авторском предисловии к второму изданию романа и в предисловии вымышленного автора к дневнику героя существуют противоречия и серьезные различия. Автор предисловия к дневнику» называет центрального персонажа «героем нашего времени», но не исключает того, что такое определение выражает «злую иронию». Слово «ирония» характеризует не только относительность и спорность мнения нарратора о Печорине, но и интерпретацию образа главного героя и авторскую позицию во всем тексте романа. Эта ирония основана на конфликте эксплицитного и имплицитного смыслов, ни один из которых не является абсолютным и окончательным. Так же иронично определение дневника Печорина как «истории души»: истории формирования и развития «я» Печорина здесь нет. Лермонтовские парадоксы являются своеобразными примерами так называемой романтической иронии.

Ключевые слова

М.Ю. Лермонтов; «Герой нашего времени»; ком- муникативная структура; нарративные парадоксы; ирония; точка зрения; романтизм.

Получено

12.02.2023

Принято к печати

10.03.2023

Для цитирования

Ранчин А.М. Иронические парадоксы в «Герое нашего времени» // Литературоведческий журнал. 2023. No 2(60). С. 130–147. DOI: 10.31249/litzhur/2023.60.07

DOI: 10.31249/litzhur/2023.60.07

Библиография

1. Биченко С.Г. Романтическая ирония в философии // Энциклопедия гуманитарных наук. 2012. № 2. С. 319–322.
2. Вацуро В.Э. О Лермонтове: Работы разных лет / сост.: Т. Селезнева, А. Немзер. М.: Новое издательство, 2008. 716 с.
3. Гартман Н. Эстетика / пер с нем. Т.С. Батищевой, А.С. Дерюгиной, Е.В. Касьяновой, М.К. Мамардашвили; под ред. А.С. Васильева. Киев: Ника-Центр, 2004. 641 с.
4. Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений: в 6 т. / ред. Н.Ф. Бельчиков, Б.П. Городецкий, Б.В. Томашевский. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1954–1957.
5. Михайлова Е.Н. Проза Лермонтова / отв. ред. С.А. Андреев-Кривич. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1957. 383 с.
6. Осиновская И.А. Ирония и Эрос. Поэтика образного поля. М.: РОССПЭН, 2007. 210 с.
7. Пигулевский В.О. Ирония и вымысел: от романтизма к постмодернизму: научное издание. Ростов-на-Дону: Фолиант, 2002. 418 с.
8. Ранчин А.М. «Черствый» Печорин: об одном эпизоде и об авторской позиции в романе «Герой нашего времени» // Литературоведческий журнал. 2014. № 35. С. 56–70.
9. Розанов И.Н. Байронические мотивы в творчестве Лермонтова // Венок М.Ю. Лермонтову: Юбилейный сборник. М.; Пг.: Издание Т-ва «В.В. Думнов, наследники бр. Салаевых», 1914. С. 343–384.
10. Словарь церковно-славянского и русского языка, составленный Вторым отделением императорской Академии наук. СПб.: В типографии императорской Академии наук, 1847. Т. 1–4.
11. Сухих И. Русская литература для всех: от «Слова о полку Игореве» до Лермонтова: Классное чтение! М.: КоЛиБри, 2021. 608 с.
12. Успенский Б.А. Поэтика композиции: Структура художественного текста и типология композиционной формы. М.: Искусство, 1970. 228 с.
13. <Шамиссо А.> Чудные похождения Петра Шлемиля, сочинение Аделберта фон Шамиссо / с четвертого издания перев. Лев Самойлов. СПб.: В привилегированной типографии Фишера, 1841. XI+146 с.
14. Шилихина К.М. Дискурсивная практика иронии: когнитивный, семантический и прагматический аспекты: дис. … д-ра филол. наук. Воронеж, 2014. 399 с.
15. Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика: в 2 т. / вступит. ст., сост., пер. с нем. Ю.Н. Попова М.: Искусство, 1983.
16. Шмид В. Нарратология. М.: Языки славянской культуры, 2003. 312 с.
17. Шумкова Т.Л. Ирония в русской литературе первой половины XIX века в свете традиций немецкого романтизма: монография. 3-е изд. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2009. 370 с.
18. Эйхенбаум Б. Лермонтов: Опыт историко-литературной оценки. Л.: Государственное издательство, 1924. 168 с.
19. Янкелевич В. Ирония. Прощение / пер. с фр. и посл. В.В. Большакова, Б.М. Скуратова; примеч. В.В. Большакова, И.И. Рощиной, Б.М. Скуратова. М.: Республика, 2004. 335 с.
20. Frye N. Anatomy of Criticism: Four Essays. 10 th print. Princeton and Oxford: Princeton University Press, 1990. 383 p.
21. Jankelevitch V. L’Ironie. Paris: Flammarion, 1964. 203 p.
22. Mellor A.K. English Romantic Irony. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1980. IX+219 р.

Скачать текст статьи