Институт научной информации по
общественным наукам Российской академии наук
ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЙ
ЖУРНАЛ
Периодическое рецензируемое научное издание

АБСОЛЮТИЗМ, КЛЯТВА ВЕРНОСТИ И АРГУМЕНТАЦИЯ В «ПСЕВДОМУЧЕНИКЕ» ДЖОНА ДОННА

Ковалёв В.А

Аннотация

Статья подготовлена при поддержке гранта Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 20–011–00794 А «Государственно-правовые системы современного мира»). В статье рассматривается вопрос о месте трактата Джона Донна «Псевдомученик» в абсолютистской полемике начала XVII в. и в дискуссии вокруг Клятвы верности. Оригинальные взгляды Донна, отвергавшего как крайности концепции народного суверенитета, так и патриархальные идеи происхождения власти, позволили ему выстроить оригинальную систему, базирующуюся на платонических идеях соотношения души и тела как формы и материи. Это позволило ему предложить образ мира, состоящего из равных государств, каждое из которых является воплощением божественной «души власти». Стремление Донна использовать тезисы католических авторов, прежде всего – иезуитов, не только как объекты критики, но и как инструменты аргументации, позволило ему говорить с католической аудиторией на понятном ей языке, но этот же риторический прием привел к настороженному отношению к трактату в протестантском лагере. На основании изучения аргументации Донна и интересующих его вопросов делается вывод о том, что текст лишь частично может быть помещен в раннестюартовский властный дискурс, выбиваясь из него как техническими приемами аргументации, так и ответами на вопросы о сущности и соотношении государства и церкви.

Ключевые слова

Джон Донн; абсолютная монархия; стюартовский абсолютизм; конфессиональная эпоха; английская литература раннего Нового времени.

Для цитирования

Ковалёв В.А. Абсолютизм, Клятва верности и аргументация в «Псевдомученике» Джона Донна // Литературоведческий журнал. 2022. № 4(58). С. 48–64.

DOI: 10.31249/litzhur/2022.58.03

Библиография

1. Скиннер К. Истоки современной политической мысли: в 2 т. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2018. Т. I. Эпоха Ренессанса. 464 с.; Т. 2. Эпоха Реформации. 568 с.
2. Хеншелл Н. Миф абсолютизма. Перемены и преемственность в развитии западноевропейской монархии раннего Нового времени. СПб.: Алетейя, 2003. 272 с.
3. Donne J. Biathanatos. A Declaration of that Paradoxe, Or Thesis, that Selfhomicide is Not So Naturally Sin, that it May Never be Otherwise: Wherein the Nature, and the Extent of All Those Lawes, which Seeme to be Violated by this Act, are Diligently Surveyed. London: Hamphrey Moseley at St. Paules Churchyard, 1648. 220 p.
4. Donne J. Pseudo-martyr Wherein out of certaine propositions and gradations, this conclusion is euicted. That those which are of the Romane religion in this kingdome, may and ought to take the Oath of allegiance. London: Printed by W. Stansby for Walter Burre, 1610. 392 p.
5. Guibbory A. Reconsidering Donne: From Libertine Poetry to Arminian Sermons // Studies in Philology. 2017. Vol. 114. No. 3. P. 561–590.
6. Jensen P. “The Obedience due to Princes”: Absolutism in Pseudo-Martyr // Renaissance and Reformation / Renaissance et Réforme. New Series / Nouvelle Série. 1995. Vol. 19. No. 3. P. 47–62.
7. John Donne Biathanatos. A Modern-spelling edition with introduction and commentary / ed. by Michael Ruddick and M. Pabst Buttin. London, New York: Garland Publishing Inc. 288 p.
8. Marotti A. John Donne’s Conflicted Anti-Catholicism // The Journal of English and Germanic Philology. 2002. Vol. 101. No. 3. P. 358–379.
9. Patterson A. Censorship and Interpretation: The Conditions of Reading and Writing in Early Modern Europe. Madison: University of Wisconsin, 1991. 288 p.
10. Patterson A. Quod oportet versus quod convenit: John Donne, Kingsman? // Critical Essays on John Donne / ed. by Arthur F. Marotti. New York: G.K. Hall, 1994. 185 p.
11. Raspa A. Time, History and Typology in John Donne Pseudo-martyr // Renaissance and Reformation / Renaissance et Réforme. New Series / Nouvelle Série. 1987. Vol. 11. No. 2. P. 175–183.
12. Rose E. Cases of Conscience: Alternatives Open to Recusants and Puritans under Elizabeth I and James I. Cambridge: Cambridge University Press, 1975. 274 p.
13. The Political Works of King James I / ed. by Charles McIlwain. Whitefish, 2006. 472 p.
14. Valbuena O. Casuistry, Martyrdom and Allegiance Controversy in Donne’s PseudoMartyr // Religion & Literature. 2000. Vol. 32. No. 2: Faith and Faction: Religious Heterodoxy in the English Renaissance. P. 49–80.
15. Williams I. The Tudor Genesis of Edward Coke’s Immemorial Common Law // Sixteenth Century Journal. 2012. Vol. 43. No. 1. P. 103–123.

Скачать текст статьи