Институт научной информации по
общественным наукам Российской академии наук
ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЙ
ЖУРНАЛ
Периодическое рецензируемое научное издание

ОПТИКА БОЖЕСТВЕННОГО И ЗЕМНОГО В ЭЛЕГИИ Дж. ДОННА «НА ПОГРЕБЕНИЕ ЛОРДА ХАРРИНГТОНА, БРАТА ЛЕДИ ЛЮСИ, ГРАФИНИ БЕДФОРД» (1614)

Лисович И.И.

Аннотация

В статье методом пристального чтения исследована элегия Дж. Донна Obsequies to the Lord Harrington, brother to the Lady Lucy, Countesse of Bedford. Написанное на заказ графини в 1614 г., произведение, возможно, стало последним стихотворным текстом поэта. Оно вобрало в себя все особенности донновского метафизического стиля и поэтического остромыслия («остроумия» – wit). На протяжении элегии разворачивается метафора путешествия души при помощи таких навигационных инструментов как компас, часы, телескоп и небесная карта. Концепт соединяет христианские, философские и современные поэту представления о технических изобретениях и научных идеях Кеплера об оптике. В контексте идеи Великой цепи Бытия и платонической концепции, изложенной в «Тимее», Донн мыслит космос связанным с государством, обществом, общиной, каждым ее членом, и эту связь поэту удалось уловить и показать благодаря короткой и праведной жизни почившего. Стихотворение выстроено по принципу ретроспективы и композиционно делится на три части: первая посвящена миру горнему, вторая – социальной жизни, третья – личной жизни Дж. Харрингтона.

Ключевые слова

раннее Новое время; Джон Донн; элегия; Джон Харрингтон; Люси Бедфорд; И. Кеплер; метафизический стиль; концепт; религиозная поэзия; оптика; навигация.

Для цитирования

Лисович И.И. Оптика божественного и земного в элегии Дж. Донна «На погребение лорда Харрингтона, брата леди Люси, графини Бедфорд» (1614) //Литературоведческий журнал. 2022. № 4(58). С. 28–47.

DOI: 10.31249/litzhur/2022.58.02

Библиография

1. Донн Дж. Стихотворения и поэмы / отв. ред. А.Н. Горбунов. М.: Наука, 2009. 567 с.
2. Лисович И.И. Дискурс и гений: между божественным и человеческим // Артикульт. № 4(36). 2019. С. 112–125.
3. Brown C.C. Presence, Obligation and Memory in John Donne’s Texts for the Countess of Bedford // Renaissance Studies. 2008. Vol. 22. Nо. 1. P. 63–85.
4. Fortier M. The Muse in Donne and Jonson: A Post-Lacanian Study // Modern Language Studies. 1991. Vol. 21. Nо. 4. P. 90–104.
5. Guibbory A. John Donne and Memory as “The Art of Salvation” // Huntington Library Quarterly. 1980. Vol. 43. Nо. 4. 1980. P. 261–274.
6. Hurley A. Colliding Discourses: John Donne’s “Obsequies to the Lord Harington” and the New Historicism // Renaissance and Reformation / Renaissance et Réforme. 1994. Vol. 18. Nо. 3. P. 57–76.
7. Lebans W.M. Donne’s Anniversaries and the Tradition of Funeral Elegy // English Literary History. 1972. Vol. 39. Nо. 4. P. 545–559.
8. Maurer M. The Real Presence of Lucy Russell, Countess of Bedford, and the Terms of John Donne’s “Honour Is So Sublime Perfection” // English Literary History. 1980. Vol. 47. Nо. 2. P. 205–234.
9. Thomson P. John Donne and the Countess of Bedford // The Modern Language Review. 1949. Vol. 44. Nо. 3. P. 329–340.
10. Wilson G.R. The Interplay of Perception and Reflection: Mirror Imagery in Donne’s Poetry // Studies in English Literature, 1500–1900. 1969. Vol. 9. Nо. 1. P. 107–121.

Скачать текст статьи