На протяжении чуть ли не всего XIX в. во Франции создавался культурный текст (метатекст), в котором образу Шовена принадлежала главная роль. В качестве центрального символа шовинизма образ Шовена появился в 1830-е годы в результате контаминации двух образов: фарсового новобранца эпохи Реставрации по имени Шовен и наполеоновского ветерана (гроньяра), выступавшего под разными именами. Апология солдатского братства, пафос колониальных завоеваний и либерально окрашенный патриотизм сливаются воедино. Возвышению образа Шовена сопутствует критика этого образа как воплощения грубой военщины. В эссе Жака Араго «Шовинизм» (1845) образ Шовена канонизирован как универсальный тип человека, который «поклоняется одному богу… своей родине!» Двойственность фарсового Шовена-новобранца и старого Шовена-гроньяра сохранялась еще очень долго, но образ новобранца все более отходил на второй план. Авторитарная и воинственная идеология Второй империи в огромной мере способствовала дискредитации образа Шовена в демократических и либеральных кругах.
культурные символы; наполеоновская легенда; гроньяр; Н.Т. Шарле; Ш.Э. Лепентр; Ж. Араго; Гюстав Надо; А. Доде.
Душенко К.В. Никола Шовен, легендарный патрон шовинизма // Литературоведческий журнал. 2022. № 2(56). С. 52–77. DOI: 10.31249/litzhur/2022.56.04