Институт научной информации по
общественным наукам Российской академии наук
ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЙ
ЖУРНАЛ
Периодическое рецензируемое научное издание

НИКОЛА ШОВЕН, ЛЕГЕНДАРНЫЙ ПАТРОН ШОВИНИЗМА

Душенко К.В.

Аннотация

На протяжении чуть ли не всего XIX в. во Франции создавался культурный текст (метатекст), в котором образу Шовена принадлежала главная роль. В качестве центрального символа шовинизма образ Шовена появился в 1830-е годы в результате контаминации двух образов: фарсового новобранца эпохи Реставрации по имени Шовен и наполеоновского ветерана (гроньяра), выступавшего под разными именами. Апология солдатского братства, пафос колониальных завоеваний и либерально окрашенный патриотизм сливаются воедино. Возвышению образа Шовена сопутствует критика этого образа как воплощения грубой военщины. В эссе Жака Араго «Шовинизм» (1845) образ Шовена канонизирован как универсальный тип человека, который «поклоняется одному богу… своей родине!» Двойственность фарсового Шовена-новобранца и старого Шовена-гроньяра сохранялась еще очень долго, но образ новобранца все более отходил на второй план. Авторитарная и воинственная идеология Второй империи в огромной мере способствовала дискредитации образа Шовена в демократических и либеральных кругах.

Ключевые слова

культурные символы; наполеоновская легенда; гроньяр; Н.Т. Шарле; Ш.Э. Лепентр; Ж. Араго; Гюстав Надо; А. Доде.

Для цитирования

Душенко К.В. Никола Шовен, легендарный патрон шовинизма // Литературоведческий журнал. 2022. № 2(56). С. 52–77. DOI: 10.31249/litzhur/2022.56.04

DOI: 10.31249/litzhur/2022.56.04

Скачать текст статьи