Институт научной информации по
общественным наукам Российской академии наук
ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЙ
ЖУРНАЛ
Периодическое рецензируемое научное издание

ЭВОЛЮЦИЯ СИСТЕМЫ АКТАНТОВ МОЛЬЕРОВСКОЙ КОМЕДИИ

Ермоленко Г.Н.

Ермоленко Галина Николаевна, доктор филологических наук, профессор, Смоленский государственный университет, ул. Пржевальского, д. 4, 214001, Смоленск, Россия. E-mail: decemdi24@mail.ru

Аннотация

В статье рассматривается эволюция системы актантов мольеровской комедии. Автор статьи показывает, что на всех этапах творчества многообразие сюжетов Мольера возникает благодаря тому, что драматург совмещает в каждой пьесе элементы различных типов комедии, прежде всего элементы итальянской комедии (как ученой, так и комедии дель арте) и французского фарса. При этом персонажи не только реализуют функции актантов, описанные В. Проппом и А.Ж. Греймасом для сказочных и – шире – повествовательных сюжетов, но наделяются также чертами фарсовых типов «плута» или «простака». Играя фабульной схемой фарса и итальянской комедии, Мольер свободно соединяет в главных персонажах каждой пьесы функции различных актантов, либо актуализируя известные сюжетные схемы, либо разрушая их. Излюбленным элементом фабульной схемы остается у Мольера развязка, возникающая благодаря счастливому случаю, поскольку другие ее виды, на его взгляд, неспособны привести к благополучному финалу.

Ключевые слова

актанты; фарс; комедия дель арте; фабула; сюжет.

Получено

14.02.2022

Принято к печати

15.03.2022

Для цитирования

Ермоленко Г.Н. Эволюция системы актантов мольеровской комедии // Литературоведческий журнал. 2022. № 2(56). С. 9–29. DOI: 10.31249/litzhur/2022.56.01

DOI: 10.31249/litzhur/2022.56.01

Библиография

1. Бахтин М.М. Слово в романе // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Художественная литература, 1975. С. 72–231.
2. Греймас А.-Ж. Размышления об актантных моделях // От структурализма к постструктурализму: французская семиотика. М.: Прогресс, 2000. С. 153–171.
3. Дживелегов А.К. Итальянская народная комедия. М.: Изд-во академии наук СССР, 1962. 228 с.
4. Дунаева Е. Великий лицедей, или Обманщик: эволюция фарса в высоких комедиях Мольера. М.: Издат. Группа Navona, 2000. 397 c.
5. Мольер. Собрание сочинений: в 4 т. Т. 3. М.: Терра, 1994. 832 c.
6. Gutwirth M. Molière ou l’invention comique: La metamorphose des themes, la création des types. P.: Minard. Lettres Modernes, 1966. 222 p.
7. Moland L. Molière et la comédie italienne. P.: Minard. Lettres Modernes, 1867, 379 p.

Скачать текст статьи