Институт научной информации по
общественным наукам Российской академии наук
ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЙ
ЖУРНАЛ
Периодическое рецензируемое научное издание

«РИМ И КАРФАГЕН» А.В. ТИМОФЕЕВА: К ПРОБЛЕМЕ ГЕНЕЗИСА ИСТОРИЧЕСКОЙ ФАНТАЗИИ КАК ЖАНРОВОЙ РАЗНОВИДНОСТИ РУССКОЙ РОМАНТИЧЕСКОЙ ДРАМЫ XIX в.

Маньковский А.В.

Маньковский Аркадий Владимирович, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Отдела литературоведения ИНИОН РАН, Нахимовский проспект, д. 51/21, 117418, Москва, Россия. E-mail: arkadymankovsky@yandex.ru

Аннотация

В статье исследуется жанровая природа малоизучен- ной пьесы «Рим и Карфаген» (1837) А.В. Тимофеева (1812–1883). Рассматривается рецензия на пьесу в «Библиотеке для Чтения» О.И. Сенковского, считавшего ошибкой использование поэтом романтических приемов в обработке классической темы. Анализируется сама пьеса: ее паратекстуальная рамка, распределение событий по действиям; отражение в них исторических источников. Некоторыми чертами своей поэтики пьеса приблизилась к той разновидности романтической драмы, которую автор предлагает называть «исторической фантазией». Главная черта исторической фантазии – отнесение событий сюжета к той эпохе, где мифология и религиозное предание соседствуют с историей, герои исторических хроник встречаются с героями народных легенд; вера в чудеса сталкивается с трезвым рационализмом. Цель исторической фантазии – дать обобщенный образ эпохи, передать ее колорит; драматическое действие занимает второстепенное место.

Ключевые слова

А.В. Тимофеев; О.И. Сенковский; драматическая поэма; «историческая фантазия»; Ганнибал; Софонисба (Софонизба); Рим; Карфаген; русский романтизм XIX в.

Получено

11.05.2021

Принято к печати

14.06.2021

Для цитирования

Маньковский А.В. «Рим и Карфаген» А.В. Тимофеева: к проблеме генезиса исторической фантазии как жанровой разновидности русской романтической драмы XIX в. // Литературоведческий журнал. 2021. № 3(53). С. 143–163. DOI: 10.31249/litzhur/2021.53.10

DOI: 10.31249/litzhur/2021.53.10

Библиография

1. Аппиан Александрийский. Римская история. М.: Наука, 1998. 726 с.
2. Аристотель. Поэтика. URL: https://www.litmir.me/br/?b=128433&p=4 (дата
обращения: 28.05.2021).
3. Васильев Н.Л. Д.Ю. Струйский (Трилунный): биография, творчество, библиография. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2010. 284 с.
4. Герцен А.И. «Лициний» и «Вильям Пен»: Scenario двух драматических опытов //
Собр. соч. : в 30 т. Т. 1. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1954. С. 337–342.
5. Дранов А.В. Монолог Гамлета «Быть иль не быть». Русские переводы XIX века //
Тетради переводчика. М.: Международные отношения, 1969. Вып. 6. С. 32–51.
6. Лансель С. Ганнибал / пер. с франц. Е.В. Головиной. М.: Молодая гвардия,
2002. 356 с. (ЖЗЛ).
7. Ливий Тит. История Рима от основания города : в 3 т. Т. 2. Кн. XXI–XXX. М.:
Наука, 1991. 528 с.
8. Макферсон Дж. Поэмы Оссиана / подгот., перевод, коммент. Ю.Д. Левина.
Л.: Наука: Ленингр. отд-ние, 1983. 589 с. (Лит. памятники).
9. Малов В.Н. Крах героического индивидуализма: «Софонисба» Пьера Корнеля // Одиссей: человек в истории. 2010/2011: Школа и образование в Средние века и Новое время. М.: Наука, 2012. С. 241–266.
10. Маньковский А.В. Романтическая «мистерия» в ее взаимодействии с другими
жанрами: к проблеме генезиса философско-символической драмы в России
(1800-е – начало 1880-х гг.): автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2008. 27 с.
11. Пеньковский А.Б., Шварцкопф Б.С. Типы и терминология ремарок // Культура
речи на сцене и на экране: [сб. ст.]. М.: Наука, 1986. С. 150–170.
12. Русские писатели, 1800–1917: биографический словарь. Т. 6. М.: Большая российская энциклопедия; СПб.: Нестор-История, 2019. 655 с.
13. Салтыков-Щедрин М.Е. Собр. соч. : в 20 т. М.: Художественная литература,
1965–1977.
14. [Сенковский О.И.] Рим и Карфаген. Драматическая поэма в пяти действиях.
Т. м.ф. ва. СПб., в тип. Гинце, 1837, в-8., стр. 199. [Рец.] // Библиотека для
Чтения. 1837. Т. 25. [Отд.] VI. С. 1–3.
15. [Сенковский О.И.] Elisabeth Kulmann, Phantasie von Alexis Timofejef. St Petersburg, Hintze, 1837, 134 S. [Рец.] // Библиотека для Чтения. 1837. Т. 21. [Отд.] VI.
С. 42–45.
16. Струйский Д.Ю. Аннибал на развалинах Карфагена: драматическая поэма.
СПб.: в тип. Н. Греча, 1827. 42 с.
17. Сципио Африкан, вождь римский, и погубление Софонизбы, королевы
нумидийския. Комедия [в 5 д.] // Русские драматические произведения
1672–1725 годов / cобр. и объяснены [проф.] Н. Тихонравовым. В 2 т. СПб.:
изд. Д.Е. Кожанчикова, 1874. Т. 2. С. 34–104.
18. [Тимофеев А.В.] Рим и Карфаген: драматическая поэма в 5 д. Т. м.ф. а. СПб.:
тип. Х. Гинце, 1837. 199 с.
19. Шаховской А.А. Песнь Барда, отрывок из Фингала и Розкраны // Памятник
отечественных муз: альманах для любителей словесности на 1828 год. СПб.:
в тип. Департамента внешней торговли, 1828. С. 313–314.
20. Шаховской А.А. Фингал и Роскрана, или Каледонские обычаи. Драматическая
поэма. Действие II. Явление III // Драматический альманах для любителей и
любительниц театра на 1828 год. СПб.: тип. А.Ф. Смирдина, 1828. С. 120–132.
21. Axelrad A.J. Le thème de Sophonisbe dans les principales tragédies de la littérature occidentale (France, Angleterre, Allemagne). Lille: Bibliothèque universitaire,
1956. 189 p.

Скачать текст статьи