Институт научной информации по
общественным наукам Российской академии наук
ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЙ
ЖУРНАЛ
Периодическое рецензируемое научное издание

МОЛЬЕР И МАРИВО

Пахсарьян Н.Т.

Аннотация

В статье исследуется своеобразие трансформации мольеровской комедийной традиции в пьесах Мариво. Великий реформатор комедии Мольер создал классические образцы жанра, оказал огромное влияние на мировой театр. В то же время это не означает полной зависимости последующих комедиографов от манеры Мольера. Мариво, хотя и опирается на опыт Мольера, как и он, использует приемы комедии дель арте, однако добивается иного художественного результата, иной тональности, использует иной тип комического. Это особенно ясно видно при сравнении двух комедий, относящихся к жанру «школы» – «Школы жен» Мольера и «Школы матерей» Мариво. Мольер, включая в «высокую комедию» элементы фарса, усиливает смеховую тональность, по существу, первым связывая комедийный жанр со смехом. Драматург XVIII в., конденсируя в сюжете одноактной комедии разного рода интриги, движущие легко разрешаемый иронически-игровой любовный конфликт, в конце концов смог создать оригинальный тип любовнопсихологической комедии рококо.

Ключевые слова

Мольер; Мариво; комедия; интрига; фарс; традиция; новизна.

DOI: DOI: 10.31249/litzhur/2022.56.02

Библиография

1. Берковский Н.Я. Мариво, Мольер, Салакру и пантомима // Берковский Н.Я. Литература и театр. М.: Искусство, 1969. С. 454–485.
2. Дунаева Е.А. Великий лицедей, или Обманщик. Эволюция фарса в высоких комедиях Мольера. М.: Издат. Группа Navona, 2018. 397 с.
3. Мольер. Школа жен // Мольер. Собрание сочинений: в 2 т. М.: ГИХЛ, 1957. Т. 1. С. 405–487.
4. Brouard-Arends I. De L’école des mères à La mère confidente: héritage et innovation // Revue Marivaux. 1992. N 3. P. 63–68.
5. Brunetière F. La comédie de Marivaux. Etudes sur le XVIIIe siècle // Revue des Deux Mondes. T. 44. P. 671–684.
6. Caraguel C. Marivaux // Journal des Débats. 1860. 14 janvier. P. 1–4.
7. Cismaru A. Marivaux and Molière. A Comparison. Lubbock, Texas: Tech. Univ. Press, 1977. 139 p.
8. Desvignes L. Dancourt, Marivaux et l’education des filles // RHLF, 1963. P. 394–414.
9. Duccini H. Watteau et Marivaux: deux témoins d’une mutation du sentiment amoureux au XVIIIe siècle // Le temps des médias. 2012. Vol. 2. N 19. P. 12–21.
10. Le Gallois de Grimaret J.-L. Mémoires sur Molière et sur madame Guérin, sa veuve. P.: Ponthieu, 1822. 348 p.
11. Marivaux. L’école des mères. Gwénola: E. et P. Fièvre, 2015. P. 1–44.
12. Moureau F. Marivaux: un hérésiarque en littérature? // Revue d’histoire littéraire de la France. 2012. Vol. 112. N 3. P. 517–531.
13. Ocenas M. Le théatre de Marivaux // Théâtre & Co. URL: marek-ocenas.fr/le-theatre-de-marivaux (дата обращения: 05.03.2022).
14. Pageaux D.-H. Formes nouvelles de la comédie au XVIIIe s.: Marivaux, Goldoni, Lessing // Littératures 1992. N 27. P. 77–95.
15. Papadopoulou Brady V. Love in the Theater of Marivaux. A Study of the factors influencing its Birth, Development and Expression. Geneve: Droz, 1970. 361 p.
16. Russo E. Marivaudages tragiques: Marivaux et Racine // Studies on Voltaire and the Eighteenth Century. 2004. N 4. P. 97–108.
17. Salaün F. La place des variations dans la dramaturgie de Marivaux // Op.cit. Revue des littérature et des arts. 2018. N 19. URL: https://revue.univ.-pau.fr/op.cit/431 (дата обращения: 05.03.2022).

Скачать текст статьи