Институт научной информации по
общественным наукам Российской академии наук
ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЙ
ЖУРНАЛ
Периодическое рецензируемое научное издание

ЭВОЛЮЦИЯ СИСТЕМЫ АКТАНТОВ МОЛЬЕРОВСКОЙ КОМЕДИИ

Ермоленко Г.Н.

Аннотация

В статье рассматривается эволюция системы актантов мольеровской комедии. Автор статьи показывает, что на всех этапах творчества многообразие сюжетов Мольера возникает благодаря тому, что драматург совмещает в каждой пьесе элементы различных типов комедии, прежде всего элементы итальянской комедии (как ученой, так и комедии дель арте) и французского фарса. При этом персонажи не только реализуют функции актантов, описанные В. Проппом и А.Ж. Греймасом для сказочных и – шире – повествовательных сюжетов, но наделяются также чертами фарсовых типов «плута» или «простака». Играя фабульной схемой фарса и итальянской комедии, Мольер свободно соединяет в главных персонажах каждой пьесы функции различных актантов, либо актуализируя известные сюжетные схемы, либо разрушая их. Излюбленным элементом фабульной схемы остается у Мольера развязка, возникающая благодаря счастливому случаю, поскольку другие ее виды, на его взгляд, неспособны привести к благополучному финалу.

Ключевые слова

актанты; фарс; комедия дель арте; фабула; сюжет.

Для цитирования

Ермоленко Г.Н. Эволюция системы актантов мольеровской комедии // Литературоведческий журнал. 2022. № 2(56). С. 9–29. DOI: 10.31249/litzhur/2022.56.01

DOI: DOI: 10.31249/litzhur/2022.56.01

Библиография

1. Бахтин М.М. Слово в романе // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Художественная литература, 1975. С. 72–231.
2. Греймас А.-Ж. Размышления об актантных моделях // От структурализма к постструктурализму: французская семиотика. М.: Прогресс, 2000. С. 153–171.
3. Дживелегов А.К. Итальянская народная комедия. М.: Изд-во академии наук СССР, 1962. 228 с.
4. Дунаева Е. Великий лицедей, или Обманщик: эволюция фарса в высоких комедиях Мольера. М.: Издат. Группа Navona, 2000. 397 c.
5. Мольер. Собрание сочинений: в 4 т. Т. 3. М.: Терра, 1994. 832 c.
6. Gutwirth M. Molière ou l’invention comique: La metamorphose des themes, la création des types. P.: Minard. Lettres Modernes, 1966. 222 p.
7. Moland L. Molière et la comédie italienne. P.: Minard. Lettres Modernes, 1867, 379 p.

Скачать текст статьи